Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

ОбразованиеМир

2402

04.05.2007, 15:10

История веры ради пущей культуры

Об учебном пособии «Религии мира: история, культура, вероучение»

(Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006)

Итак, многострадальный учебник, по поводу которого велись споры, когда его только собирались писать, гремели баталии в период, пока он писался — надо признать, затянувшийся: предполагалось создать учебник за год, а получилось почти за три, — наконец готов. Коллектив авторов под руководством академика РАН и директора Института всеобщей истории Александра Чубарьяна выпустил в свет учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение». Правда, до сих пор нет четкого понимания — для каких целей. Собиравшийся во второй половине апреля Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ предложил ведомству отработать к ежегодному августовскому совещанию соглашение между религиозными и межрегиональными организациями по преподаванию "Религий мира". А глава столичного департамента образования Любовь Кезина неделей позже на заседании уже московского правительства сообщила, что с 1 сентября 2007 г. в школах города будет введен по учебнику факультативный курс. Но вряд ли есть нужда «согласовывать» с религиозными и межрегиональными организациями факультативный курс?

Обратимся, однако, к самому учебнику, предназначающемуся, как указано в аннотации, для профильного (гуманитарного) обучения в 10-11 классах средних школ. Создатели отошли от первоначального замысла включить в него лишь сведения о верованиях, укоренившихся в России, — теперь это краткая история практически всех основных религиозных традиций мира. Кажется, ничего не пропущено: и верования первобытного человека, у которого под рукой ничего, кроме скал; и уже более изощренные политеистические религиозные системы древних цивилизаций вроде Египта и Греции с сонмищами богов, с разнообразными культами и ритуалами; и благородная строгость китайцев, склонных соединять религию с государственной философией; и религии, оторвавшиеся от национальной почвы и завоевавшие мир — буддизм, христианство, ислам, если располагать их по времени возникновения; и иудаизм, первое монотеистическое вероучение и первая религия Откровения, утверждающая, что Бог открыл людям истину в Священном писании; и новые религиозные движения наших дней, и факторы, давшие толчок процессу секуляризации, и причины наблюдающегося в последнее время нового религиозного подъема — и еще многие важные, связанные с бытованием религии в обществе проблемы.

Главное опасение, которое высказывали религиозные лидеры, обсуждая намерение религиоведов взяться за написание учебника — что им не избежать атеистического негативизма, то есть, попросту говоря, что о вере по старой советской привычке будут говорить без должного уважения, как о «буржуазном пережитке», или хуже того — с насмешкой, можно отмести сразу. Учебник абсолютно корректен. Авторы пытаются рассмотреть феномен религии в целом, спокойно, в высшей степени доброжелательно, отдавая должное той огромной роли, которую верования сыграли в становлении обществ и цивилизаций — в иные моменты определяющей. Им удалось избежать и другой крайности — правда, уже простительной, с точки зрения представителей Московской патриархии, склонных даже рассматривать эту крайность как достоинство: в книге нет попыток объяснить школьникам, что «свойственно», а что «несвойственно» тому или иному «народному сознанию». Пособие не миссионерский инструмент, а источник знаний.

Самый большой его раздел — 177 страниц из 400 — посвящен христианству, и самый большой внутри христианства — православию. По сути ничто не мешает использовать его для преподавания Основ православной культуры, подключив к учебному процессу необходимые источники и дополнительную литературу. Раздел содержит и основы православного вероучения, и особенности богослужебной практики, даже такие, казалось бы, совсем специальные вещи, как распорядок церковного дня. Есть сведения о церковном календаре («старом» и «новом» стилях), подробный рассказ о праздновании Пасхи, других церковных праздниках, не говоря об истории Церкви в византийский период и непосредственно Русской поместной церкви в ее взаимоотношениях с государством.

Стремление авторов ничего не упустить, описать традицию во всей максимально возможной полноте (это касается не только православия) имеет как положительной, так и отрицательный результат: с одной стороны, пособие предстает необычайно объемным и доброкачественным, с другой — страдает некоторой сухостью и монотонностью изложения. Ведь школьный учебник не может быть непомерно толстым — он рассчитан на определенное количество уроко-часов, поэтому информационная насыщенность, очевидно, съела все то место, которое позволило бы сделать повествование чуть более красочным и доступным для детского восприятия (пожалуй, только исламскому разделу удалось справиться с этой задачей). Впрочем, не исключена и другая причина: пособие создавалось разнородным коллективом авторов, историками, культурологами и даже одним кандидатом физико-математических наук; возможно, некоторая его сухость — результат жесткой редакторской правки, призванной хоть как-то унифицировать массу текстов, описывающих такие разные религиозные традиции.

Кроме того, некоторые важные вещи остаются плохо проговоренными. О синодальном периоде Русской православной церкви, например, сказано: «На рубеже веков все громче звучали голоса о ненормальном положении Церкви, о необходимости отказаться от синодальной формы государственно-церковных отношений». Однако в чем, собственно, состояли изъяны подобных отношений, к чему они приводили, об этом ни слова, как не разъяснена и позиция обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, отстаивавшего незыблемость синодальной системы. Вряд ли школьники способны самостоятельно воспроизвести картину происходившего.

Другой пример, уже из истории иудаизма: «В конце 40-х гг. советское правительство стало проводить репрессивную политику в отношении евреев: были закрыты многие учреждения еврейской культуры, арестованы выдающиеся деятели науки и культуры, многие из которых погибли», — говорится в 4-й главе. С чего вдруг, по какой причине сложилась такая ситуация — опять ни слова, понимай так, евреям к гонениям не привыкать.

Подобных мест немного, но они есть. Быть может, стоило пожертвовать информацией, скажем, о Маланкарской православной сирийской церкви или подробным описанием протестантских течений по всему миру, но более концептуально рассмотреть важные моменты отечественной истории. Хотя, не исключено, что как раз этого и старались избежать: учебник проходил рецензирование в религиозных организациях, в церковно-научном центре «Православная энциклопедия», в Совете муфтиев России, а у научного и религиозного сообщества порой совершенно разные взгляды на суть исторических событий. Так что, вполне возможно, что некоторая концептуальная стерильность пособия — итог нелегкого компромисса.

Но в целом попытку религиоведов следует признать удачной. Хотя у школьников вряд ли возникнет перед глазами живая повседневная жизнь верующих разных конфессий, у них наконец появилась возможность узнать, что общего и в чем разница между православием и католичеством (отличия перечислены четко по пунктам) — ведь даже многие взрослые люди в России убеждены в том, что католичество не принадлежит к христианству, как устроены протестантские церкви, к чему стремится библейская критика, когда и для чего родилось экуменическое движение, что такое либеральная теология и религиозный фундаментализм — учебник учитывает новейшие исследования в области религиоведения.

Пока непонятно, как решится судьба пособия — будут по нему действительно учиться в школах или нет, думаю, предстоит очередной виток борьбы между сторонниками общерелигиоведческого курса и поборниками Основ православной культуры. В любом случае, все интересующиеся религией получили как минимум добротный справочник, который поможет ориентироваться в предмете не только ученикам, но и преподавателям соответствующих дисциплин.

Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

ОбразованиеМир

2402

04.05.2007, 15:10

URL: https://babr24.info/?ADE=37617

bytes: 7943 / 7943

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Образование"

Где деньги, Дим? «Дочка» ТДСК несёт убытки

В ТГ-канале «Союз строителей Томской области» появилась информация о том, что ЗАО «СУ ТДСК» (ОГРН 1027000854946), возводящее школу на улице Высоцкого, несёт финансовые потери. Компания уже ушла в минус на 100 миллионов рублей, хотя объект готов лишь на 20%.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеРасследованияЭкономика и бизнесТомск

5100

23.05.2024

Школы по концессии: случайности не случайны

В Новосибирске уже не первый год развивается скандал со сдачей шести концессионных школ. Из-за вечных бумажных согласований реальная работа на объекте довольно часто откладывалась, но это совершенно не беспокоило ни мэрию, ни подрядчика.

Адриан Орлов

ОбразованиеЭкономика и бизнесОбществоНовосибирск

9953

10.05.2024

Инсайд. В Боханском образовании - наконец-то порядок

Об итогах рабочей поездки главы министерства образования региона Максима Парфенова в Боханский район. В районе есть несколько объектов, которые требуют самого пристального внимания. В первую очередь, это Буретская средняя школа.

Лера Крышкина

ОбразованиеИркутск

3107

09.05.2024

ТГАСУ и 15 незаслуженно полученных миллионов рублей

Вчера, 18 апреля, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении сотрудников Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ). Они подозреваются в мошенничестве на 15 миллионов рублей.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеКриминалРасследованияТомск

34751

19.04.2024

Обратить внимание на разницу в качестве образования: о чем говорят на съезде учителей Монголии

В Улан-Баторе 11 апреля стартовал восьмой съезд монгольских учителей, в котором приняли участие свыше 200 педагогов из 21 аймака и девяти столичных районов.

Денис Большаков

ОбразованиеПолитикаОбществоМонголия

16845

15.04.2024

Школам по концессии быть?

Губернатор Новосибирской области неоднократно говорил о том, что шесть школ по концессии будут точно сданы в 2024 году. Андрей Травников ещё в декабре 2023 года утверждал, что по отношению к строителям школ власти займут более жёсткую позицию, но, по всей видимости, этого не произошло.

Адриан Орлов

ОбразованиеОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

22740

31.03.2024

Опасность реорганизации школьного питания: мнение Игоря Болбата

Сетевое издание «Проспект Мира» опубликовало интервью с красноярским общественником Игорем Болбатом. Ранее издание поделилось любопытной информацией о том, что вскоре обеспечивать питание красноярских школьников будут сами учебные заведения.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

17521

27.03.2024

Грядёт реформа? Перемен требует… красноярская сфера школьного питания

Весьма любопытной информацией делятся коллеги сетевого издания «Проспект Мира». Вскоре обеспечивать питание школьников в Красноярске будут сами учебные заведения. Красноярская мэрия решила изменить систему школьного питания.

Анна Роменская

ОбразованиеЭкономика и бизнесКрасноярск

17375

19.03.2024

Красноярские школы: отравления, тараканы, уголовные дела

На дворе март. Учиться школьникам остаётся всего ничего, а проблема с качеством организации школьного питания так и не решена. Сообщения об отравлениях учеников после обедов в школах то и дело появляются в красноярских новостях.

Валерий Лужный

ОбразованиеСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

15614

12.03.2024

Нам пишут. Театр одного актера: произвол в иркутском педагогическом колледже

В редакцию Бабра поступило письмо о работе экс-депутата Заксобрания региона, а ныне «скромного» директора иркутского педагогического колледжа Ирины Синцовой.

Глеб Севостьянов

ОбразованиеПолитикаИркутск

31787

26.02.2024

Становление системы социального обеспечения: в Улан-Удэ презентовали монографию с редкими архивными документами

В Институте педагогики и психологии БГУ 9 февраля состоялась презентация научной монографии «Становление и развитие системы социального обеспечения Республики Бурятия». В работе были представлены результаты исследования системы социального обеспечения в республике с 1923 года до сегодняшних дней.

Денис Большаков

ОбразованиеИсторияОбществоБурятия

7870

16.02.2024

Корниловская школа. Обращение к Путину и новая «уголовка»

Скандал с возведением школы в Корнилово, казалось, утих, но не тут-то было. Жители села попросили главу государства обратить внимание на долгострой, аргументируя это тем, что имеющаяся школа переполнена в четыре раза. Плюс ко всему, возбуждено новое – пятое!

Андрей Игнатьев

ОбразованиеКриминалРасследованияТомск

20490

15.02.2024

Лица Сибири

Назимова Анжелика

Кокорин Александр

Суркова Анна

Гергенов Михаил

Проценко Александр

Жуков Антон

Крючков Андрей

Кудрявцева Галина

Долгих Владимир

Матвеев Дмитрий