Беседовала Вера Филиппова

© Восточно-Сибирская правда

КультураМир

5077

19.03.2009, 13:40

Главная ценность – театр

Иркутский областной театр юного зрителя имени А. Вампилова пригласил на постановку пьесы Г. Горина «Кин IV» столичного режиссёра Вадима Данцигера.

Вадим Данцигер. ВСП

Первое, что приятно удивило: москвич по рождению и, как теперь говорят, по регистрации в своё время окончил… Иркутское театральное училище, курс Веры Александровны Товма. «Послужной список» с несомненностью свидетельствует о том, что мой собеседник – явный трудоголик. На подходе к своему 40-летию он успел осуществить несколько десятков постановок на сценах столичных театров, в том числе имени Ермоловой, Маяковского, Вахтангова, а также в театрах российской глубинки и за рубежом. Не считая телевизионных сериалов, где он выступал режиссёром. Добавьте к этому участие и лауреатство во многих международных и всероссийских театральных фестивалях, во Всемирной театральной олимпиаде. И важный штрих: Вадим Данцигер не тиражирует свои постановки, в отличие от распространённой практики коллег по профессии. А это означает готовность каждый раз к прыжку в холодную воду с риском не выплыть. Позиция, которая вызывает не только уважение, но и заведомую симпатию к тому, кто ей следует.

– Вадим Иосифович, получив специальность актёра театра и кино, вы реализовали себя на экране?

– Нет. Я продолжаю заниматься только режиссурой. Времени на то, чтобы актёрствовать, уже, к сожалению, нет.

– Но в бытность актёром, пока не окончили РАТИ (ГИТИС), какие-то значимые для себя роли наверняка сыграли?

– Из дорогих для меня ролей, которые удалось сыграть в Театре Российской Армии, тогда им руководил ещё Леонид Ефимович Хейфец, – роль князя Долгорукова в спектакле по Мережковскому, где Павла I играл гениальный русский актёр Олег Борисов. Выходить на подмостки рядом с таким мастером – действительно высший класс. В спектакле «Ща-854» у Александра Горбаня по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» я сыграл вертухая. Пришлось сыграть, как ни странно, много возрастных ролей, в том числе Князя в «Дядюшкином сне» по Достоевскому в мастерской Леонида Хейфеца.

– Вам, несомненно, сильно повезло учиться именно у него, приверженца русской психологической школы, чьи спектакли всякий раз становились и становятся явлением театрального искусства. Но, перефразируя строчку Есенина, и вам есть чем «звенеть в режиссёрском саду». Уж точно о вас не скажешь: «И беспечно, как зарплату, тратил молодость свою»! Время своей жизни вы тратите на главные ценности. А каковы они в вашем понимании?

– Ценность одна. И она так и называется: театр. Это поле настолько широкое, что я не отношу себя к какому-то одному его направлению. Я читаю пьесу, и сам материал диктует, в эстетике какого театра её решать. Ставить, допустим, пьесу Гоцци «Ворон» в русле русского психологического реализма будет нелепо. Диапазон жанровости, диапазон направлений и стилей настолько велик, что заведомо отдать предпочтение чему-то одному чревато скорой творческой кончиной. И я стараюсь развиваться, не довольствуясь тем, что уже освоил.

– А как долго живут ваши спектакли, Вадим Иосифович? Ведь у одних прямо Мафусаилов век, а другие в младенчестве погибают.

– Это зависит не всегда от режиссёра, но всегда – от обстоятельств. Порой форс-мажорных, как, скажем, в Пензе, где судьбу двух моих постановок определил пожар. Сгорело здание областного театра имени Луначар-ского – вместе с костюмами, реквизитом, декорациями. А в Белгороде спектакль по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьёзным», который шёл лет семь-восемь, был снят исключительно из-за отъезда актёров областного драматического театра имени Щепкина, на которых персонально это произведение и ставилось. Спектакль стал своего рода легендой, и я часто получаю по электронке письма от зрителей, которые смотрели его по нескольку раз и вспоминают с ностальгией. А, допустим, в Театре имени Ермоловой моя постановка пьесы Островского и Невежина «Блажь» держится почти 10 лет и продолжает идти на аншлагах. Но это, сразу скажу, малая сцена, где я поставил и «Маленькие трагедии» Пушкина, с мудрого благословения Владимира Алексеевича Андреева, доверившего молодому режиссёру взять такой безумно сложный материал.

– А почему этого названия нет на афише сейчас?

– Спектакль просуществовал, к сожалению, недолго, но лишь потому, что уехали артисты – исполнители основных ролей.

– О, знакомая драма. Вряд ли есть театр, который не переживал бы время от времени, но всегда неожиданно, врасплох, подобные ситуации. Будем надеяться, что этого не случится у вампиловцев, с которыми вы приступили к работе над «Кином IV». Здесь тоже вам заданы обстоятельства, которые надо учитывать? Из чего вы исходите?

– Я абсолютный сторонник команд-ного вида искусства. Считаю, что одна из задач режиссёра – в любом коллективе, говоря языком молодёжи, создать «банду» вокруг себя, максимально заинтересовав в работе главного человека театра – артиста. Потому что я всё равно отталкиваюсь от индивидуальности актёра. Поскольку нет одинаковых актёров! Как и одинаковых людей. А спектакль – это штучный товар. Потому я так не люблю вводы. Если меняется исполнитель, я должен изменить и рисунок роли. С удовольствием всегда прислушиваюсь к мнению актёра по поводу решения роли и моих предложений. Потому что актёр, принимающий активное участие в творческом процессе созидания спектакля и своей роли, будет дорожить найденным и считать его частью себя.

– Уже «зацепился» кто-нибудь за свою роль?

– На ранней стадии репетиций мне сложно давать какие-то профессиональные оценки. Единственное, что могу сказать: актёры быстро схватывают существо, понимание возникает с полуслова. Я никак не думал, что мне понадобится так мало времени, чтобы найти с ними общий язык.

– Высокая творческая готовность?

– Высокая. Другое дело, что некий момент растренированности тоже наблюдается. Что объяснимо и, пожалуй, даже неизбежно, ведь превалируют в репертуаре детские постановки, и приходится этот отпечаток «сказочности», наработанный годами, снимать. Но это не является серьёзной какой-то проблемой, мешающей нам репетировать.

– Заметна увлечённость занятых в репетициях. Актёрам импонирует ваша манера общения?

– Я стараюсь просто не давить на них. Щукинская школа, на которой базировалось Иркутское театральное училище, меня многому научила. Я практически никогда не кричу, мне это несимпатично. Я пытаюсь договариваться с артистами. Мне кажется, это более продуктивный метод. Как учит мой друг и наставник Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!».

– А ему вторит юморист П. Хмара: «Волнуйтесь по возможности спокойно!» Но во имя чего, собственно, все эти волнения и стрессы, Вадим Иосифович? Откликнется молодёжный зритель?

– Исчерпывающе, по-моему, ответил Симон Соловейчик, причём максимально лаконично: «Искусство – для воспитания добрых чувств». А как приобщить юношество к театру – рецепт в принципе банален. Просто спектакли должны быть интересны и даже не обязательно зрелищны. Но обязательно воздействовать либо на разум, либо на сердце, либо на глаза. Идеальный вариант – когда в спектакле совмещены все эти параметры.

– «Кин IV», по-вашему, способен воплотить обозначенный идеал?

– По крайней мере, в пьесе для этого есть всё. Во-первых, это театр в театре, что уже позволяет говорить о зрелищности. Во-вторых, Григорий Горин – это один из умнейших современных авторов, чей конёк – его неповторимая ирония, потрясающий язык и стиль. Художник, власть, любовь – кого это оставит равнодушным при условии художест-венности зрелища? Очень талантливая пьеса. Очень. Задача моя и актёров – удержать планку, которую поставил сам автор.

Беседовала Вера Филиппова

© Восточно-Сибирская правда

КультураМир

5077

19.03.2009, 13:40

URL: https://babr24.info/?ADE=51848

bytes: 7683 / 7505

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Бабродвиж в Улан-Удэ: программа «В ожидании лета», опера «Тоска» и мастер-класс «Гипсомания»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 23 по 29 мая жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

2632

22.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: игра-путешествие «Музейный артефакт», мастер-класс «Весенние цветы» и спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 22 по 28 мая жители и гости города смогут посетить мастер-классы, игры и спектакли.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

7518

21.05.2024

В Новосибирске решилась судьба Военного городка

Министерство обороны не смогло оспорить статус исторического объекта Военного городка №17. Суд встал на сторону правительства Новосибирской области.

Адриан Орлов

КультураОбществоПолитикаНовосибирск

4292

21.05.2024

«Давайте читать больше»: в Монголии отметили Праздник книги

В прошедший уик-энд центральная площадь Улан-Батора стала местом проведения 35-го Национального книжного фестиваля. Мероприятие было организовано НПО «Мир книжной культуры» и прошло под патронажем представителей Великого государственного хурала.

Эрнест Баатырев

КультураМолодежьОбществоМонголия

3465

21.05.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: уход Терешковой, назначение Шуклиной и дело Богомазовой

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 13 по 19 мая 2024 года включительно. Уход Терешковой Вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова покинула мэрию города. Терешкова Анна (@tereshkovaave) Дорогие друзья!

Андрей Игнатьев

КультураПолитикаКриминалНовосибирск

5051

21.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9299

20.05.2024

Главной по культурным «тарелочкам» стала археолог из Новосибирска Юлия Шуклина

В середине мая Минкульт столицы Сибири наконец-то прекратил сиротствовать и менять «приемных родителей» с пугающей частотой. Главой Министерства культуры стала Юлия Шуклина, до этого руководившая Новосибирским государственным краеведческим музеем.

Алексей Серебряный

КультураСобытияОбществоНовосибирск

4549

20.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

7261

20.05.2024

Бабродвиж в Красноярске: интеллектуальная игра «Город имён», квест «Именинный пирог» и балет «Корсар»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 18 по 24 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и игры. Кто похитил Дюймовочку? 18 мая Красноярский театр юного зрителя представит спектакль «Кто похитил Дюймовочку?

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

10124

17.05.2024

В ожидании неджентльменских дел. «Как я встретил её маму» и «Чёрная вдова» – в топе уикенда

В минувшем уикенде, в котором все четыре дня были выходными, старожилы проката значительно улучшили свои показатели, а вот новинки не смогли достичь выдающихся результатов. Безоговорочным лидером четвёртый уикенд подряд остаётся новый отечественный блокбастер-миллиардер «Сто лет тому вперёд».

Филипп Марков

КультураРоссия

19509

17.05.2024

Викторины на Бабре. Как шинора с глязопялкой суемудрь несли

Подводим итоги очередной викторины, которую мы традиционно провели в нашем телеграм-канале «Новосибирск. Бабр. Дальше некуда». Читателям предлагалось ответить на три вопроса: что такое или кто такие шинора, глязопялка и суемудрь? В итоге – 2:1 в пользу Бабра.

Анна Леро

КультураКак по-писаномуНовосибирск

5651

17.05.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «свёрток», «сураз» и «куржак»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 63 викторины. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

6150

17.05.2024

Лица Сибири

Куглянт Александр

Намдаков Даши

Тупицын Алексей

Константинова Елизавета

Погудин Дмитрий

Воронин Александр

Примачек Владимир

Шукевич Валерий

Брилка Иван

Иванов Вячеслав