Артур Скальский

© Российская газета

КультураМир

4567

16.09.2010, 12:41

"Почему нельзя?.."

Михаил Швыдкой: Граница между добром и злом - всегда внутри нас.

"Почему в России диаспоры ведут себя так безобразно! Почему нельзя назвать азиата - узкоглазым, гомосексуалиста - пидором, еврея - жидом, ведь они узкоглазые, пидоры и жиды!" Далее следовали требования освободить русский народ от оккупации и рабства, которые учинили выше названные (и не только) этнические и сексуальные группы. Это произошло на записи программы "Культурная революция", которая вышла в эфир в прошлый четверг и была посвящена проблемам политкорректности. Мои продюсеры вместе с редакторами канала "Культура" абсолютно справедливо проявили чудеса искусности, чтобы купировать самые резкие высказывания, которые позволил себе молодой человек, назвавший себя писателем, но здесь я постарался привести по памяти почти все им сказанное (впрочем, некоторые его заявления все-таки не рискую повторять). Делаю это не только для того, чтобы объяснить злость, вспыхнувшую во мне во время съемки, злость, как правило, мне несвойственную, и в общем-то непозволительную для ведущего ток-шоу, в котором развлечения должно быть не меньше, чем поучения. А для того, чтобы самому себе, - и тем, кому это интересно, - попробовать ответить на вопрос: "Почему нельзя?.." Почему нельзя публично произносить слова, оскорбляющие чувства других людей, даже зная, что твое высказывание неподсудно? Почему нельзя сжигать священные книги (да и просто книги) других народов? Почему в определенных обстоятельствах нельзя говорить то, что кажется тебе лично абсолютно непреложной правдой?

На этот вопрос проще всего ответить так, как отвечала пожилая учительница в фильме Ильи Авербаха "Чужие письма". Когда ее молодая коллега спросила, как объяснить своим ученикам, что чужие письма читать нельзя, она сказала вполне здраво: да никак не надо объяснять; надо просто сказать им, что чужие письма читать нельзя (передаю ее речь не дословно, но точно по смыслу).

Однако сегодня, спустя тридцать пять лет после того как впервые прозвучали эти слова, слишком многое изменилось. И вопрос, почему нельзя, звучащий на разных языках то с возрастающей агрессивностью, то с бесконечным инфантилизмом (его и наивностью не назовешь), покрывающий пространство не только от Камчатки до Калининграда, но, похоже, от Арктики до Антарктики, требует ежеминутного, ежесекундного ответа.

Казалось бы, все написано и на все отвечено. Есть великие священные книги - Библия, Коран, Тора. Есть сочинения Будды, Лао-цзы, Конфуция, других святых и религиозных мыслителей Востока и Запада. Есть сложившиеся правовые системы, определяющие пусть и на минимальном уровне этики, что можно и что нельзя делать человеку в обществе. Наконец, есть наследие великих писателей, для которых идеи гуманизма, любви и доверия к человеку сопряжены с пониманием неизбежности тех ограничений, которые предопределяются самим приобщением к культуре. Но почему снова и снова мы вынуждены объяснять, казалось бы, общеизвестное самым разным людям - от российских скинхедов до американских пасторов. Объяснять, почему нельзя говорить и делать то, что может причинить боль другим людям, за которыми нет никакой вины.

Истина конкретна. Я знаю, что многие наши российские проблемы связаны с непреодоленным большевистским миросознанием. С тем революционным подходом к человеческому бытию, когда из бесконечного множества возможностей развития выбирается лишь одна и доводится до своего абсурдного завершения. Большевистская прямота - это своего рода последняя прямота. Слово, способное воодушевить массы и поставить к стенке всех поименованных. Не случайно все публичные репрессии в нашей стране начинались с газетных статей, радио, а потом и телепередач. Замечу, что это вошло в плоть и кровь людей моего поколения. Тех, кто старше, да, боюсь, и тех, кто младше нас. По сей день меня завораживают строки Маяковского: "Я люблю сразу сказать, кто сволочь..." И строки Петра Когана 1936 года: "Я с детства не любил овал!/ Я с детства угол рисовал!" Это вера моей юности, которая по-прежнему определяет многие мои слова и поступки. Хотя с годами открываешь для себя и другую правду. Помните, у Коржавина в 1944-м: "Меня, как видно, Бог не звал/

И вкусом не снабдил утонченным./ Я с детства полюбил овал./За то, что он такой законченный". Впрочем, можно восхищаться красотой овала и тем не менее любить сразу сказать, кто сволочь. И эта противоречивость знания - тоже наше, родное.

Но вот ведь какая история вышла совсем недавно с людьми, которые не жили в Советском Союзе и, боюсь, не изучали сталинскую версию марксизма-ленинизма. Как известно, американских приверженцев ислама не волнует, что они задевают чувства своих сограждан других конфессий самим желанием построить культурный центр и молельный дом в нескольких десятках метров от места, где 11 сентября 2001 года от рук исламских радикалов погибли тысячи американцев. Равно как и некоторых протестантских пасторов из США не волнуют последствия того, что они сожгли священную для мусульман всего мира книгу. В данном случае действие носит символический характер и отражает отношение к слову - утверждая или отрицая его. Я уже писал о том, что Герт Вилдерс, лидер Партии свободы, третьей по числу депутатских мест в парламенте Нидерландов, требовал запретить Коран на территории королевства: "Я бы выгнал пророка Мохаммеда из Нидерландов, если бы он жил в наше время".

Так что дело не только в нашем постбольшевистском сознании, не только в нашей трагической истории, истощившей Россию материально и духовно. Лидеры самых разных стран сегодня вынуждены призывать своих сограждан к толерантности высказываний и политкорректности поведения, без которых самые устойчивые государственные системы пойдут вразнос. В первом десятилетии ХХI века образовалось слишком много желающих сразу сказать, кто сволочь, - даже из тех, кто не читал Маяковского. Как будто забыли катастрофы ХХ века.

О кризисе, больше - о крахе, поражении - слова, угробленного кошмарами исторической реальности, - писали великие мыслители середины прошлого столетия. Глубокий и всеобъемлющий кризис идеологий девальвировал слова и смыслы, окончательно, как казалось, оторвал смыслы от слов.

Но слово обладает огромной сопротивляемостью и, если угодно, магической материальной силой. В любых сообществах, даже в тех, где не утратили обыкновения читать между строк. И в этом смысле Томас Элиот, великий англоязычный поэт, был не прав, когда написал в 1940 году: "Мы были последним поколением, которое верило в дворянские привилегии слова". Как выяснилось, - не последним. Слово и в наше время сохранило способность упорядочивать хаос. Но одновременно - в который раз - обнаружило не менее властную страсть к умножению хаоса.

Не случайно на Востоке не только к слову, к невысказанной мысли относятся с предельной осторожностью. Ведь мир вокруг и внутри тебя, мир для тебя будет таким же, как твои слова и мысли. Это только кажется наивным идеалистическим прекраснодушием.

Сегодняшний мир так хрупок, что в человеческом сообществе компромисс становится одной из высших ценностей, своего рода платой за жизнь как таковую. Только вот граница между добром и злом - всегда внутри нас.

...А как иной раз хочется выкрикнуть вслед за Л.Н. Толстым: "Не могу молчать".

Михаил Швыдкой,
доктор искусствоведения

Артур Скальский

© Российская газета

КультураМир

4567

16.09.2010, 12:41

URL: https://babr24.info/?ADE=88463

bytes: 7278 / 7252

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Неджетльменский уикенд. Первый зарубежный лидер и шесть новинок в топе

«Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи ожидаемо возглавило прокат, потеснив с первой строки чарта «Сто лет тому вперёд» Александра Андрющенко. Таким образом, впервые в 2024 году лидером российского бокс‑офиса стал зарубежный релиз.

Филипп Марков

КультураРоссия

1154

24.05.2024

Бабродвиж в Томске: мастер-класс «Знакомство с глиной», спектакль «Летопись в каракулях» и концерт «Орган — машина времени»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 24 по 30 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

1296

23.05.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: программа «В ожидании лета», опера «Тоска» и мастер-класс «Гипсомания»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 23 по 29 мая жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

3008

22.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: игра-путешествие «Музейный артефакт», мастер-класс «Весенние цветы» и спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 22 по 28 мая жители и гости города смогут посетить мастер-классы, игры и спектакли.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

7732

21.05.2024

В Новосибирске решилась судьба Военного городка

Министерство обороны не смогло оспорить статус исторического объекта Военного городка №17. Суд встал на сторону правительства Новосибирской области.

Адриан Орлов

КультураОбществоПолитикаНовосибирск

4478

21.05.2024

«Давайте читать больше»: в Монголии отметили Праздник книги

В прошедший уик-энд центральная площадь Улан-Батора стала местом проведения 35-го Национального книжного фестиваля. Мероприятие было организовано НПО «Мир книжной культуры» и прошло под патронажем представителей Великого государственного хурала.

Эрнест Баатырев

КультураМолодежьОбществоМонголия

3567

21.05.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: уход Терешковой, назначение Шуклиной и дело Богомазовой

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 13 по 19 мая 2024 года включительно. Уход Терешковой Вице-мэр Новосибирска Анна Терешкова покинула мэрию города. Терешкова Анна (@tereshkovaave) Дорогие друзья!

Андрей Игнатьев

КультураПолитикаКриминалНовосибирск

5275

21.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9476

20.05.2024

Главной по культурным «тарелочкам» стала археолог из Новосибирска Юлия Шуклина

В середине мая Минкульт столицы Сибири наконец-то прекратил сиротствовать и менять «приемных родителей» с пугающей частотой. Главой Министерства культуры стала Юлия Шуклина, до этого руководившая Новосибирским государственным краеведческим музеем.

Алексей Серебряный

КультураСобытияОбществоНовосибирск

4685

20.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

7407

20.05.2024

Бабродвиж в Красноярске: интеллектуальная игра «Город имён», квест «Именинный пирог» и балет «Корсар»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 18 по 24 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и игры. Кто похитил Дюймовочку? 18 мая Красноярский театр юного зрителя представит спектакль «Кто похитил Дюймовочку?

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

10203

17.05.2024

В ожидании неджентльменских дел. «Как я встретил её маму» и «Чёрная вдова» – в топе уикенда

В минувшем уикенде, в котором все четыре дня были выходными, старожилы проката значительно улучшили свои показатели, а вот новинки не смогли достичь выдающихся результатов. Безоговорочным лидером четвёртый уикенд подряд остаётся новый отечественный блокбастер-миллиардер «Сто лет тому вперёд».

Филипп Марков

КультураРоссия

19652

17.05.2024

Лица Сибири

Курек Оксана

Чалбышев Александр

Суходолов Александр

Мизиренков Андрей

Шандрук Олег

Попов Максим

Кондрашов Виктор

Тахтеев Вадим

Цвигун Ирина

Никулин Андрей