Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

7049

31.05.2012, 17:27

Троицкие праздники.

Как у нас в году три праздника:
Первой праздник – Семик честной,
Другой праздник – Троицын день,
А третий праздник – Купальница.
(народная песня)

Троица – один из важнейших праздников православного церковного календаря, когда верующие прославляют Триединое Божество – Сына во Отце со Святым Духом. Этот день называют еще Пятидесятницей, так как отмечается он в 50-й день после Пасхи (в 2012 году Троица выпадает на 3 июня). Церковь в это время вспоминает сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков: «При наступлении дня Пятидесятницы все они [апостолы] были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).

У восточных славян Троица входила в цикл связанных между собой праздничных дней, начинающихся с седьмого четверга после Пасхи. Этот четверг перед Троицей, называемый Семиком, издревле был днем поминовения «заложных» покойников – всех умерших «не своей» смертью, особенно утопленников, а также самоубийц, погибших до крещения детей и т.п. Следующий праздник цикла – Родительская (задушная) суббота, называемая еще «троицкими дедами», считалась одним из главных поминальных дней в году. Затем следовала собственно Троица, отмечаемая всегда в воскресенье. После Троицына дня начиналась Троицкая неделя, которую в народе часто называли Русальной, а также Гряной, Зеленой или Клечальной (от украинского обозначения зелени). На этой неделе особо выделялись два дня: понедельник – Духов день (посвященный воспоминанию о сошествии Святого Духа на учеников Христовых), и четверг («Навская Троица», «Русалкин Велик-день»). Весь этот семико-троицкий цикл праздников белорусы и украинцы нередко называли «Зелеными святками», а у русских встречалось название «Зеленая неделя», поскольку все это время в народном календаре с древнейших времен посвящалось культу растительности.

По мнению многих исследователей, христианская Троица и связанные с ней праздники у славян перекрыли и несколько сдвинули с прежних сроков языческий праздник Русалий, посвященный молодой зелени и предварявший главное летнее торжество – Купалу, летнее солнцестояние. Подвижная Троица примерно совпадала со временем роста хлебов, когда земледельцы молились о дожде и заклинали нивы, стараясь защитить и укрепить молодые всходы. В результате семицко-троицкие и купальские праздники переняли и сохранили множество языческих по сути обрядов – чествование русалок, ряженье, кумление, символические «похороны» Костромы и др., а также многочисленные ритуалы со свежей зеленью.

Зелень на Троицу использовалась в огромных количествах: ею буквально покрывали дома, дворы и хозяйственные постройки, втыкали ветки в огороды и поля, а на себе носили венки и гирлянды из трав и цветов. Даже в городах улицы и дома украшали срубленными деревцами и ветками. Русские чаще всего брали молодые березки, а белорусы и украинцы нередко использовали и другие деревья – клен, ясень, тополь, дуб, липу и др. Храмы к празднику устилали свежей травой, а прихожане являлись на службу с букетами полевых цветов. Вся эта троицкая зелень служила не только для украшения: ее считали оберегом от разных вредоносных сил и стихий, использовали для лечения болезней людей и скота, для стимуляции плодородия. Во многих местах верили, что зелень, украшающая дом и двор в праздничный период, служит пристанищем для душ умерших, а также отгоняет ведьм и нечистую силу. Большую часть зелени после праздника уничтожали, но небольшое количество сохраняли и держали за иконами для защиты от молнии и пожара, делали из нее целебные отвары, клали в житницы, чтобы отогнать мышей, подмешивали в сено и т.д.

Особые обряды с зеленью совершали деревенские девушки: в Семик (реже – на Троицу) они группой отправлялись в рощу (обычно ту, что примыкала к ржаному полю или реке), выбирали там молодую «кудрявую» березку и «завивали» ее, закручивая ветки в виде венка и перевязывая их лентами и платками. Вообще, способов «завивания» было много: в одних местах делали один общий «венок», в других – каждая девица «завивала» березку для себя, а порой и для близких; часто переплетали ветки нескольких берез или связывали их вершины, чтобы получилась арка, либо «заламывали» березку, сплетая ее макушку с травой. Кое-где срезали деревце или большую ветку, совершая «завивание» на поле – «ради густой ржи». «Завитую» березку обычно украшали цветами, лентами и платками, а потом устраивали вокруг нее игры, хороводы и пиршество, для которого собирали вскладчину разные продукты и жарили общую яичницу. Каждая девушка плела для себя венок из березовых веток и цветов; по этим венкам потом гадали, скидывая их в воду (куда венок поплывет – туда и замуж идти, потонет – к безбрачию или смерти, и т.д.).

Во многих местах «завитые» березки девушки использовали для ритуала кумления: разбившись на пары, они целовались через венок и обменивались крестиками или другими вещами, говоря: «Покумимся, кума, подружимся, кума, полюбимся, душа». После этого девушки считались кумами (близкими подругами, практически родственницами) до тех пор, пока не «развивали» венок, а то и до следующего года.

«Завивание» березок и кумление исследователи считают остатками древних ритуалов, стимулирующих плодородие. Об этом говорится даже в троицких песнях: «Завили веночки, / Завили зеленые, / На годы добрые, / На жито густое, / На ячмень колосистый, / На овес ресистый, / На гречиху черную, / На капусту белую». Заплетание венков часто соотносили с русалками – духами влаги и растительности, «охраняющими» цветущую рожь: считалось, например, что незадолго до Троицы русалки выходят из воды и переселяются в поля и леса, а на «завитых» ветках качаются по ночам. Само «завивание» кое-где называли «встречей русалок», а к украшенной березке боялись подходить, опасаясь, что «русалка защекочет». По завершении праздничного периода (в Духов день, либо в Навский четверг, иногда и после Троицкой недели) венки обязательно развивали, а само деревце нередко уничтожали (бросали в рожь или в воду, сжигали), говоря, что так «провожают русалок».

В некоторых местах «развивание» сопровождалось ритуальным обходом: березку срубали, наряжали в девичий наряд и с песнями носили по деревне, завершая шествие на поле или у реки. При «завивании» и «развивании» с процессией нередко ходили «Семик», «Семичиха», «Куст» и другие подобные персонажи (обычно девушки, ряженые в зелень или в мужскую одежду); иногда их заменяли чучела. Часто ряженье и карнавальную процессию устраивали в конце Русальной недели, перед Петровским постом; например, в это время водили «русалку» или «коня», которого изображали двое парней под рогожей. Ряженых в конце обряда символически прогоняли, а чучела разрушали, сжигали или топили, называя это «уничтожением русалок» или «проводами весны».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияИркутск

7049

31.05.2012, 17:27

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=106020

bytes: 6975 / 6952

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События" (Иркутск)

Безрадостные будни будущего экогорода: байкальчане собирают подписи под петицией президенту

О Байкальске в последнее время официальные средства массовой информации говорят только в контексте визитов высокопоставленных чиновников, которые приезжают туда с целью в очередной раз обсудить захватывающие дух перспективы развития будущего экогорода.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоИркутск

4577

30.04.2024

Мемориал литовцам снесли в Зиминском районе

Судебные приставы исполнили решение суда по сносу мемориала литовцам в селе Центральный Хазан Зиминского района. По сообщению регионального управления службы судебных приставов мемориальный комплекс был установлен незаконно.

Ярослава Грин

СобытияСкандалыИркутск

8735

10.04.2024

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

23621

22.11.2023

Утулик: дорожные страсти продолжаются

Вопрос транспортной доступности поселка Утулик Слюдянского района в последнее время на слуху. Не только благодаря средствам массовой информации, которые проявляют интерес к данной проблеме, но и невнятной позиции местных чиновников.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

16471

17.10.2023

Высокая кухня на сибирский лад: в Братске прошёл гастрофестиваль от Эн+

На фестиваль «Еда+» пришли пять тысяч гостей, они попробовали и даже научились готовить разнообразные блюда высокой кухни, а также отведали привычные всем пиццу и шашлык. В Братске 7 октября прошёл гастрофестиваль «Еда+». Фестиваль организовал энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской.

Соня Ломачевская

СобытияОбществоИркутск

3819

10.10.2023

Жители Утулика взывают к власти. Пока тщетно.

О проблемах поселка Утулик, что расположен в Слюдянском районе, местные средства массовой информации сообщали не раз. Но воз и ныне там.

Дмитрий Вяземский

СобытияОбществоМаразмИркутск

34564

29.09.2023

На Иркутском ипподроме прошли соревнования на призы губернатора – в копилку два рекорда

В соревнованиях участвовали более шестидесяти наездников из возьми районов области. Двое из них установили сразу два рекорда Иркутского ипподрома. Лучшее время показала лошадь Гальперина. В Иркутске прошли конные соревнования на призы губернатора Иркутской области.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкономика и бизнесИркутск

29620

01.09.2023

Кто с топором к нам пришел: воспитание Буратино, Цой и погоня за двумя зайцами

Все знают сказку про деревянного мальчика и его папу – Карло, созданную Алексеем Толстым. Александр Матерков из Бошкортостана показал на «Празднике Топора», который завершился в прошлое воскресенье, свой вариант прочтения этой сказки.

Анна Леро

СобытияКультураТуризмТомск Новосибирск Иркутск

15272

24.08.2023

Кремлевская встреча. Фиксируем итоги

Самым обсуждаемым событием уходящей недели стала встреча губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с президентом России Владимиром Путиным, на которой был затронут ряд важных вопросов и озвучены масштабные планы, которые стоит зафиксировать для истории.

Дмитрий Вяземский

СобытияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

14424

23.07.2023

В заплыве «Байкал без пластика» победили спортсмены из Москвы и Новочеркасска

Подведены итоги экологического заплыва на открытой воде «Байкал без пластика», которые были организованы международным движением X-WATERS в партнерстве с российским энергохолдингом Эн+. 16 июля на Байкале состоялся шестикилометровый заплыв в районе Малого Моря.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкологияИркутск Байкал

20343

18.07.2023

На Байкале пройдёт шестикилометровый заплыв под девизом «Байкал без пластика»

16 июля энергохолдинг Эн+ и международное движение X-WATERS проведут масштабный заплыв на Байкале. В состязаниях примут участие пловцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Оренбурга, Иркутска и других городов страны.

Соня Ломачевская

СобытияСпортЭкологияИркутск Байкал

21299

07.07.2023

В Иркутске открыт совместный памятник авиаконструкторам Камову и Милю. И полвека не прошло

5 июля с задержкой примерно на полвека наконец-то был открыт памятник легендарным авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю – родоначальникам отечественного вертолетостроения. Монумент установлен в центре Иркутска, на улице Ленина, недалеко от спортивного комплекса «Труд».

Лера Крышкина

СобытияИркутск

5739

06.07.2023

Лица Сибири

Сорокина Юлия

Малов Игорь

Титенок Инна

Середкин Виктор

Зыбынов Андреян

Аблов Анатолий

Щадов Михаил

Соболь Алексей

Колмогоров Владимир

Ледяева Наталия