Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

6179

23.01.2014, 14:20

Рецепт хорошей сказки от директора иркутского ТЮЗа Виктора Токарева

В прошлом году Иркутскому ТЮЗу им. А. Вампилова исполнилось 85 лет. Из них 35 верой и правдой театру служит его директор и режиссер, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. Сюда он пришел молодым актером, а через 12 лет коллектив доверил ему должность директора.

Кроме административной нагрузки, ему чаще других достается сложная творческая задача – ставить спектакли для самых юных зрителей, которые являются основной аудиторией театра.

– Виктор Степанович, как сложилось, что в вашем режиссерском багаже больше всего именно детских спектаклей?

– Знаю, что некоторые режиссеры не очень любят ставить детские спектакли. Я же как артист всегда всерьез работал в сказке и ставить ее для меня – огромное удовольствие, ведь этот жанр, как никакой другой, стимулирует фантазию. Кстати, моей дипломной режиссерской работой стал «Конек-Гобунок» – спектакль, который идет в театре уже 17 лет и до сих пор пользуется успехом у зрителей.

– Почему же многие режиссеры избегают детских спектаклей?

– Ставить для детей непросто, ведь их не обманешь. Действие должно быть непрерывным и напряженным, а сюжет понятным даже малышам. Ведь детский зал никогда не успокоится, пока на сцене не начнет происходить что-то по-настоящему интересное. Поэтому для детей нужно ставить и играть так же как и для взрослых, только лучше. Ведь если взрослые из приличия досмотрят спектакль и даже будут аплодировать в финале, то с детьми это не пройдет. Зато какая это тренировка воображения для режиссера и актеров! Попробуй-ка убедительно сыграть Пуфик, Дерево или Тучное Блаженство, как в «Синей птице». Помню, мне самому как-то довелось играть в спектакле «Чудеса в новогоднем лесу» необычного персонажа – Пингвина, и я до сих пор с нежностью вспоминаю эту роль, ведь она предоставляла мне как артисту такой простор для поиска выразительных средств.

– Каков же, на ваш взгляд, рецепт хорошей сказки?

– В каждой сказке только доля сказки, а на самом деле речь там идет о жизненно важных вещах. Например, в этом году мы подарили ребятам на Новый год спектакль «Двенадцать месяцев». Я ставил его уже во второй раз, и если в первом варианте это было некое нравоучение для ребят, то сейчас мы делали акцент на самом понятии времени, ведь именно 12 месяцев – главные персонажи сказки. Поверьте, нужно проявить немало изобретательности, чтобы донести даже для самых маленьких зрителей философские по сути своей понятия.

– Расскажите, как вы решили стать артистом?

– С самого детства у меня была страсть к выступлениям, и я устраивал домашние спектакли, в которых был одновременно в роли режиссера и актера. Кроме того, наша школьная учительница Фаина Александровна Михеева в деревне Бутырки, где я родился, к каждому празднику готовила концерт, в котором я обязательно принимал участие. Можно сказать, что я с детства был влюблен в театр.

Вообще профессия артиста очень интересна и многогранна. Она предполагает такой взгляд на мир, при котором ты всегда способен удивляться и делать внутренние открытия. Кстати, именно поэтому многое мы черпаем из детства.

– А как пришли работать в иркутский ТЮЗ?

– Мои отношения с иркутским ТЮЗом начались, когда я был еще ребенком. С классом мы приезжали в театр на спектакли, воспоминания о которых до сих пор свежи в памяти. Наверное, во многом именно под их впечатлением в 1972 году я поступил в Иркутское театральное училище. И так как нашим руководителем был главный режиссер ТЮЗа Лев Титов, уже на втором курсе я играл в новогодней сказке «Сокровища Бразилии» пса Гаспара, а потом садовника Зинзивера в «Волшебных кольцах Альманзора». Когда я оканчивал училище, один из моих любимых педагогов, Ксения Грушвицкая, уехав работать в Казахстан, звала меня к себе, но я отказался. После службы в армии сразу поступил на работу в ТЮЗ и до сих пор хочу работать только здесь.

– Почему же вы решили освоить профессию режиссера?

– Мне было всегда свойственно некое режиссерское видение. И будучи актером, я параллельно вел театральную студию в педагогическом училище № 1, преподавал сценическую речь в театральном, художественное слово – в школе № 23. Потом поставил в театре два спектакля « И там я был» из двух сказок Пушкина: о царе Салтане и о мертвой царевне, и «Снегурочку» Островского. Теперь понимаю, что всегда подсознательно учился у режиссеров, с которыми работал, – у Кокорина, Преображенского, Ищенко и других, переосмысливая их творческую манеру. Но настоящую школу я получил в 1996 году, когда поступил в Российский институт переподготовки работников искусств и культуры. Мне повезло, ведь педагогом по мастерству у меня был известный режиссер, народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров. Стажировку я проходил у него в Театре Маяковского. Был помощником на нескольких его спектаклях, много времени проводил в ГИТИСе, где он преподавал.

– А как стали директором?

– На эту должность меня в 1991 году единогласно избрал коллектив. Тогда руководителей выбирали. Это было для меня неизведанное поле и колоссальная ответственность, приходилось ночами сидеть и разбираться в цифрах. Но спектакли я не бросал – продолжал играть и ставить. Потом, когда решил серьезнее заняться режиссурой, бросил директорство. В 1997 году я впервые поставил «Старшего сына», который мы показали на первом Вампиловском фестивале, где спектакль получил премии и дипломы в трех номинациях. После меня назначили главным режиссером театра, а 2001 году областной комитет по культуре предложил мне вновь стать директором, но с условием, что я буду ставить спектакли.

– Сколько в вашей режиссерской «копилке» постановок для более взрослой аудитории?

– Более десяти спектаклей, среди которых «Рудольфио», «Век живи – век люби» В. Распутина, «Сарафановы» А. Вампилова. Кстати, я два раза ставил «Старшего сына», и еще бы поставил, ведь несмотря на то, что прошло более полувека, события пьесы до сих пор актуальны.

– Что же именно «цепляет» молодежь в этой пьесе Вампилова?

– По отзывам мы поняли, что молодежи не хватает той откровенности и доверия, которая возникает у Сарафанова с его мнимым сыном. По-видимому, такого общения нет в их семьях, где родители замотаны заработком, в школах, где на первом месте – учебный процесс. А ведь именно в подростковом возрасте возникает множество вопросов, на которые молодые люди не всегда могут дать себе правильные ответы. Мы видим, что молодежь сегодня жаждет настоящих, чистых и искренних отношений. Кроме того, она сейчас более открыта, чем раньше. Недаром на обсуждениях наших спектаклей к микрофону стоит очередь желающих высказаться. Поэтому необходимо, чтобы театр побуждал их к размышлению, рассказывал о светлом и высоком, с детства воспитывал в них идеалы добра и любви. Именно в этом я вижу нашу задачу, ведь когда дети вырастут, делать это будет уже поздно.

– Расскажите, какие спектакли вы планируете поставить в ближайшее время?

– Я давно хочу поставить сказку о Золотой рыбке Пушкина. К сожалению, слишком рано ушла из жизни народная артистка России Людмила Стрижова, которая хотела сыграть в этой постановке роль старухи. Помню, когда мы обсуждали с ней это произведение, то пришли к выводу, что это очень современный материал. Золотая рыбка – по сути, счастливый билет, который время от времени выпадает некоторым людям. Вопрос в том, как они им воспользуются, и что это изменит в них? Например, старуха, получив корыто, в конце концов захотела быть владычицей морской, а если бы и это желание сбылось, она наверняка взялась бы за руководство вселенной! И старик ей уже не муж, а слуга. Сейчас, когда во главу угла поставлены материальные ценности и успех, в реальной жизни часто тоже происходят страшные вещи. Все мы зависим от этой тенденции, другое дело, что одни заражаются этим вирусом, а другие сопротивляются. Поэтому мне кажется, что эта сказка предостерегает от бездумного стяжательства, ведь в итоге старуха оказывается у разбитого корыта.

– В прошлом году в театре произошли значительные изменения, расскажите о них?

– В театр на должность главного режиссера пришел Геннадий Гущин. Труппе давно нужен был лидер, который бы осуществлял художественное руководство. Вместе с ним коллектив театра пополнил выпускной курс Иркутского театрального училища, руководителем которого он являлся, а их учебные постановки вошли в наш репертуар. Сейчас Геннадий Степанович репетирует новую пьесу В. Красногорова «Комната невесты», в которой будет занята вся женская часть труппы. А мужская половина в это время будет работать над спектаклем «Остров сокровищ», который поставит молодой московский режиссер Сергей Куцевалов. Кроме того, в этом году наши итальянские коллеги Ферруччо Меризи и Клаудиа Контин начнут работать над спектаклем в жанре комедии дель-арте «Король-олень» Карло Гоцци. И это только ближайшие постановки. В общем, жизнь в театре, как всегда, кипит!

Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

6179

23.01.2014, 14:20

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=122715

bytes: 8943 / 8762

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Елена Орлова .

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9472

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7474

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6762

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

19805

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10707

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13948

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7925

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

10756

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

9436

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16962

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

16315

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10332

28.04.2024

Лица Сибири

Энхжаргал Жигмэд

Сокол Сергей

Оболкин Александр

Шукевич Валерий

Тютюшева Юлия

Стрельцов Андрей

Винокуров Михаил

Киланов Анатолий

Цыремпилов Валерий

Хохолков Николай