Театр-2015: Мнимый святой. Тартюф на иркутской сцене

Если кто вам скажет, что сейчас «Тартюф» актуален как никогда, парируйте дурня – «Тартюф» всегда актуален!

«Тартюф», пожалуй, самая известная комедия Мольера. Однако при нынешней моде на беззубую атеистическую шутку опасность неверно понять великого комедиографа особенно высока. Поэтому не лишним будет напомнить о том, что в предисловии к «Тартюфу» сам автор просил о прочтении беспристрастном. Это в равной степени относится и к щеголеватым модникам, и к яростным адептам церкви. Отступите от крайности – у обрыва стоять опасно. В этом будет куда более благоразумия, нежели в показной неуступичвости.

Впрочем, сторонников «средины мудрой» мы тоже призываем к прочтению «Тартюфа». К чему отказывать себе в удовольствии? А для закрепления эффекта сходите в драмтеатр им. Охлопкова.

Жан Батист Поклен (настоящее имя Мольера) родился в 1622 году в буржуазной семье. Юношей он отказался от должности придворного обойщика и карьеры адвоката ради служения театру.

Создатель нового жанра

Пестрый строй мольеровских персонажей прочно укоренился в мировой памяти – это ли не главная примета гения?

Характеры Мольера выразительны. Их выпуклая рельефность продавлена гротескными чертами менандровой маски. Отпечаток античности явственно проступает на творчестве дерзкого классициста. Связующая с благородной древностью нить тянется через гущу персонажей комедии дель арте, площадную буффонаду и средневековый фарс, а далее, уже по касательной, через римских комедиографов – Плавта и Теренция – доходит до Менандра, творца новоаттической комедии. Гордый афинянин, он осуществил реформу драматического искусства, обозначив новый этап развития комедийного жанра. Через двадцать столетий этот подвиг повторил Мольер – сегодня мы знаем его как создателя «высокой комедии».

При весьма вольном отношении к правилам, мольерова смелость не доходит до всеотрицания, не возводится в абсолют – проницательный и острый ум всегда подскажет, когда следует остановиться.

С одной стороны, уловив развязный дух фарса, драматург не переступал черты, в его театре нет места пошлости.

С другой - новатор, преобразователь классицистической традиции, Мольер, тем не менее, был взращен на ней. Немыслимо! Представители знати становятся объектами смеха. А ведь это при образцовой, пятиактной архитектуре спектакля.

Думается, Мольер один из немногих, кто смог достичь совершенства. Неспроста ведь время расцвета таланта Мольера сравнивают с третьим периодом Шекспира. Много ли драматургов удостаивались такой чести?

Примечательно, что именно с «Тартюфом» прочно связано великое пятилетие в творчестве Мольера. Комедия, поставленная в 1664 году, была запрещена сразу после премьеры. Схватка за нее растянулась на пять лет. И победителем вышел Мольер. В 1669-м «Тартюф» с успехом шел на парижской сцене. С тех пор интерес к комедии не остывает и поныне.

А как Тартюф?

Было бы преувеличением сказать, что на камерной сцене иркутского академического драмтеатра воцарилось дворцовое величие. Сценография «Тартюфа» скорее вызывает ассоциации с кукольным домиком. Симметричный интерьер, пластик вместо зеркал, бутафорские канделябры – предлагаемые обстоятельства смотрятся нарочито искусственно. И камерность сцены лишь усиливает этот эффект.

Алые с золотом стены настолько яркие, что режут глаз. Но вот приглушают свет. Полумрак сделал сцену реалистичнее. За несколько секунд в зале воцарилась тишина – зритель приготовился…

В самом начале первого действия лишь одна Эльмира всерьез озабочена происходящим в доме. Все остальные заняты собой. Госпожа Пернель сосредоточилась на шепелявом выговоре реплик. Клеант перепутал скованность со сдержанностью, а чопорность с достоинством.

Николай Стрельченко поначалу все никак не мог решить, что же ему начать играть: не то задиру, не то труса. В итоге решился показать обоих за раз, но в выбранном образе чувствовал себя неуютно. В отличие от Сергея Дубянского, чей Валер стал одним из самых запоминающихся и комичных персонажей.

Для некоторых актеров стихотворная речь пьесы стала непреодолимым препятствием. Особенно плох Клеант. Из «истинно благочестивого» человека он превратился в попросту нудного. Реплики были тихи, звучали скучно. Иван Алексеев несся по тексту не понимая, о чем говорит. Вместе с актером ничего не понял и зритель.

Трудно объяснить и спешку Дорины. Особенно неуместно это смотрится в сцене, где служанка призывает господ не торопиться и все обдумать. Регина Бутакова слишком занята собственной речью. Почти все усилия она тратит на четкость произношения. Но такое старание излишне. Речь Дорины не оживает, шутки теряют смысл. Тогда Бутакова прибегает к ярко выраженной мимике и передразниванию. До конца спектакля эти средства выразительности ничем не подкрепляются.

Зато безукоризненна Екатерина Константинова. Ее движения и жесты содержательны. Мимика и интонация способны передать любые, даже самые, казалось бы, неуловимые оттенки человеческой натуры. Образ Эльмиры обработан тончайшей огранкой, которая возможна лишь при высоком уровне актерского мастерства.

Изумителен и Алексей Орлов (I). У него бешеная энергетика, достаточная, чтобы чувствовать себя естественно под самым толстым слоем грима. Как бы живо вы не представили себе Оргона при прочтении пьесы, Орлов без труда превзойдет и этот образ. Все в его игре продуктивно. Усилиями Орлова был создан прекрасный эксперссивный характер. Собственно, вся экспрессия его от того, что своего Оргона Орлов взял не из пьесы, а из самой жизни, из самого мощного ее источника.

Все отмечают фантастическую гибкость Глеба Ворошилова. Однако отсутствие костей не главное достоинство артиста, и Ворошилов это прекрасно понимает. Его Тартюф не просто пресмыкающееся, но еще и мерзавец. Исполнение Ворошилова это – разящее оружие против самого порока. Для верности оно смазано саркастическим ядом. Глядя на этого актера сегодня, мы понимаем – именно такого Тартюфа завещал нам Мольер.

В сценах, где Константинова, Ворошилов и Орлов действуют вместе, зал замирает - зритель чувствует себя вовлеченным в происходящее. Там, где им приходится работать с другими актерами, нередко действие откровенно провисает. Между персонажами теряется связь. Как можно было не откликнуться на живое участие Эльмиры в делах семьи? Отчего Дорину не возмущает ложь Тартюфа? Каким образом ее могли оставить равнодушной кураж Валера с Марианой? Почему Клеант не сопереживает главе семейства, ведь, как настоящий, перед ним стоит Оргон? И т.д. и т.д.

Впрочем, достоинств у постановки все же больше. И если вы сомневаетесь, идти на «Тартюфа» или нет, мы вам подскажем – идите обязательно. Спектакль найдет, чем удивить зрителя. А в лучшие свои моменты рассмешит так, что покажется самой прекрасной комедией. И значит, ни один лицемер не отразит удар.

Фото: Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=133900

bytes: 7649 / 6936

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

4607

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

7388

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

6058

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11189

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

9868

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8029

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

22001

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6791

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6418

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13454

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15434

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5395

10.04.2024

Лица Сибири

Мушникова Анастасия

Лукин Валерий

Морозова Маргарита

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Голышев Валентин

Агапитов Михаил

Ситников Анатолий

Шевченко Яна

Ермаков Иннокентий

Стрельцов Анатолий