Светлана Мальцева

© Пятница

Наука и техника

3700

11.12.2004, 11:58

"Заходите в избу. Но лучше не надо"
Из экспедиции по местам поселений староверов вернулись иркутские ученые

Тасей — одна из многих горных речек, впадающих в Ангару. В верховьях этой реки были обнаружены два поселения староверов — Верхний Бурный и Нижний Бурный. Здесь староверы чудом выжили вдали от человеческой цивилизации.

От чужих ждут беды

Еще перед поездкой Николай Тварадзе, мэр Машуковки (деревушки, расположенной в шести часах езды от староверской деревни), а по совместительству — проводник иркутской экспедиции, предупредил Галину Медведеву-Афанасьеву и Маргариту Соколову, преподавателей фольклора Иркутского педагогического университета:

— Зря вы надеетесь на теплый прием и на откровенные разговоры. Я этих людей знаю очень хорошо. Ко всем приезжим они относятся настороженно. От чужих они ждут беды.

Экспедиция высадилась в Верхнем Бурном. Из первой избы вышла женщина в накинутом на плечи пальтишке. Она была одета в домашнюю, своими руками шитую юбку и кофту, голову покрывал платок. Лицо ее не выражало никаких эмоций.

— Здравствуйте! — в три голоса сказали путешественники.

— Здравствуйте, — холодно ответила хозяйка дома.

Она никуда не спешила, но и не звала в дом. И не хотела ни о чем говорить. Пауза затянулась...

— Может, в избу зайдем? — спросил Николай Александрович.

— Ну, проходите, — неласково откликнулась женщина.

У нее было свежее, с румянцем лицо и прозрачные голубые глаза. Держалась она прямо и высокомерно, словно царица, привыкшая к поклонению.

"Я вам не обезьяна"

Все четверо вошли в дом и вслед за хозяйкой перекрестились на образа. В избе обстановка была простая: стол, лавки, стулья и табуретки собственного изготовления, большое зеркало на стене да две никелированные кровати. Образа в красном углу и чисто побеленная печка придавали жилью архаичный вид.

— Мы тогда словно в семнадцатый век попали... Впрочем, назвать хозяев дедом и бабкой язык не поворачивался, — рассказывает Галина. — У них белые ровные зубы, чистый светлый взгляд и очень моложавые лица. Когда мы узнали, что у них одиннадцать детей, десяток внуков, а самим хозяевам за семьдесят, у нас просто язык отнялся.

Петр Семушин, хозяин дома, оказался полной противоположностью своей супруги. Он с жадностью накинулся на приезжих, желая побольше узнать, чем живет мир. И с удовольствием позировал фотографу. Это, однако, не нравилось Марии — его жене.

— Ну ладно, хватит уже! — одергивала она его раз за разом, обливая ледяным взглядом.

Сесть за стол она никого не пригласила.

Когда члены экспедиции отправились на улицу, в воротах столкнулись с младшим сыном Семушиных.

— Можно мы и вас сфотографируем? — спросили фольклористки молодого красивого старовера.

— Я вам не обезьяна, — ответил как отрезал мужик.

И глаза его стали такими же ледяными, как у матери.

Греховная свадьба

Петр Семушин рассказал, что в деревне — свадьба. На праздник пригласили всю деревню. Еще десятки староверов с Енисея и из Тывы добирались сюда по тайге и порожистым речкам несколько суток.

Староверы никогда не женятся на местных, вера должна быть своя, старообрядческая. Поэтому молодежь ищет своих суженых за сотни, а то и за тысячи верст от родного гнезда. Одна староверка из этого села вышла замуж в Австралии, там тоже живут старообрядцы... — Только молодым все равно вместе не жить, — сказал вдруг Петр Петрович гостям из Иркутска.

— Почему? — удивились фольклористки.

— У них три дня назад хозяин утонул. Поминки надо справлять, а не свадьбу, бравые вы мои, — ответил Семушин. — Дак вот беда в том, что гости далеко добирались, свадьбу отменить невозможно. А я бы отменил. Грех это великий: в доме покойник, а оне за свадьбу взялись.

Чтобы не грешить, Семушины на свадьбу не пошли. А наши ученые и хотели бы записать свадебный обряд, песни, но их приглашали туда таким манером, как "приглашала" в дом Марья Семушина, — мол, заходите, но лучше не надо.

Старовер-изобретатель

Одним из тех, кто тоже не пошел на свадьбу, боясь греха, оказался семидесятилетний Илларион Линович Боянов. И к нему в ограду зашли иркутянки. На все вопросы Илларион отвечал "да" или "нет", беседа не шла. В избу хозяин не позвал.

Приезжие с тоской обводили глазами широкое подворье, огромный огород, добротный дом-пятистенок, в котором было, наверное, тепло и уютно. Их внимание привлек сруб, издали похожий на высокий колодец. Однако воды в нем не было. Это оказалось приспособлением для воды, сработанным Илларионом. Чтобы не скакать по крутояру к воде, он придумал спускать ведра вниз к воде по проволоке. В движение ведра приводились с помощью колодезного ворота.

Внизу, на речке, стояло еще одно подобное сооружение, которое окунало ведра в воду и поднимало полные ведра на верхотуру.

— Сами придумали? — не скрывая восхищения, спросили обе иркутянки.

— Сам.

Польщенный, Илларион Линович продемонстрировал свое устройство: не разлив ни капли, снова опустил и поднял полные прозрачной речной водой ведра наверх.

На закуску — холодец

Прошло уже больше восьми часов с начала научной "одиссеи", и путешественники изрядно проголодались. В Верхнем Бурном к столу их так никто и не пригласил. (Старообрядцы и выжили-то только потому, что не ели с "погаными" из одной посуды. Мало ли смертельных для жизни аборигенов инфекций было в то время! Поступая из соображений веры, староверы, сами того не ведая, строго соблюдали правила гигиены. — Авт.)

С пониманием отнеслись фольклористы к менталитету староверов и голодными отправились в Нижний Бурный. Здесь они долго беседовали с братом Петра Петровича Семушина — Афанасием Петровичем и его женой. А когда стали собираться в дорогу, уже на пороге избы хозяин вдруг сказал:

— Может, кваску попьете?

"Наверное, он не думал, что мы согласимся, — вспоминает Галина Афанасьева. — Но я вдруг сказала: "Да!" Пришлось вернуться. На столе оказались три граненых не очень чистых стакана. Их до краев наполнили квасом. Ни до, ни после, я никогда ничего подобного не пила, — признается Галина Афанасьева. — Квасок напоминал легкое чудесное вино, необычайно вкусное и деликатное".

В этот момент членам экспедиции повезло — дочка хозяев Ульяна принесла родителям на ужин холодец. Ульяна сразу признала в Николае Александровиче своего одноклассника и пригласила путешественников к себе в дом.

— Она "спроворила" — собрала на стол — такой же холодец со сметаной, удивительно вкусный, воздушный, ноздреватый хлеб, салат из моркови со свеклой, — вспоминает Галина. — Казалось, что ничего вкуснее мы никогда не ели. Но за окном сгущались сумерки, вышла луна, нам надо было срочно ехать назад.

В лодке их ждал еще один бородатый старообрядец с бочонком медовухи, в которой плавали соты. Судя по необыкновенному вкусу, рецептуре этого напитка тоже было не менее трехсот лет.

Из экспедиции наши фольклористы привезли десятки удачных снимков и несколько интереснейших рассказов, в которых запечатлелась жизнь затерянных в сибирской тайге старообрядческих поселений. Теперь это бесценный исторический документ.

Участники экспедиции благодарят за помощь ректора ИГПУ, професора Александра Викторовича Гаврилюка и АО "Кербилит" (Братск).

***

В XVII веке старообрядцев, уроженцев Московской, Рязанской, Орловской и других губерний, выслала на Алтай царица Екатерина, посчитав их веру слишком вредной для государства. А в веке XX уже советская власть настигла их на Алтае, и они были сосланы в еще более глухие места — на север Иркутской области.

Староверы живут торговлей — сплавляют вниз на плотах сохатину, красную рыбу, мед и другие таежные редкости, а также деревянные предметы быта, сработанные своими руками. В ангарских поселках покупают на вырученные деньги муку и ткани.

Светлана Мальцева

© Пятница

Наука и техника

3700

11.12.2004, 11:58

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=18254

bytes: 7552 / 7517

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Братск)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9399

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

6968

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9297

21.10.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15125

31.07.2015

О заводах, которые не будут построены в Братске

28 января на заседании совета мэра города Братска прозвучали некоторые вещи, которые хотелось бы прокомментировать. Председатель комитета экономического развития Лариса Урезалова сообщила, что в ближайшие годы в Братске будет построено три новых завода.

Андрей Антоненков

Экономика

7301

29.01.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

7945

01.01.2015

Лица Сибири

Кривенко Алексей (епископ Николай)

Ходорковский Михаил

Куглянт Алексей

Сумароков Павел

Ахмадулин Андрей

Веселов Андрей

Михеева Светлана

Беляева Галина

Каландаришвили Нестор

Барлуков Михаил