"Сибирь": куда ты шла, к чему пришла и до чего дошла

Недавно набрёл в Сети на уникальное по степени откровенности интервью одного местного окололитературного чиновника (а по совместительству - ещё и литератора, публициста и даже сказочника) Анатолия Байбородина. На склоне лет, Анатолию Григорьевичу старшие товарищи, оказывается, доверили Настоящее Дело: теперь Байбородин - оказывается, Главный Редактор Журнала Писателей России "Сибирь"!... Всё, как у взрослых.

Байбородина-редактора навестил корреспондент "Областной Газеты" Олег Гулевский, и поинтересовался: как, мол, живёт-поживает наш самоглавный и единственный литературный журнал? В ответ - лишь слёзы:

"...еще несколько лет назад не знали, куда спихнуть отпечатанный тираж, в кабинетах все углы были завалены. Книжная торговля от журнала нос воротила, а если и брала малость, то цены вдвое накручивала, отпугивая и без того немногочисленных читателей. Сейчас полегче, выручает областная библиотека – забирает изрядную часть тиража и рассылает по библиотекам губернии..."

Прочитав этот пассаж, я невольно призадумался: "Это ж надо, - подумал я, - настолько ненавидеть печатное издание, которым ты руководишь, чтобы вот так, публично расписываться в том, что твой журнал никому не нужен, что от него воротят нос и распространители, и читатели! Да ещё и делать это на страницах официозной газеты, учредителем которой является правительство Иркутской области - то самое правительство, которое выделяет на издание "Сибири" бюджетные рубли..."

Дальнейшее знакомство с текстом интервью лишь окончательно убедило меня в том, что Анатолий Байбородин - ни кто иной, как этакий "кризисный управляющий", задача которого - довести журнал до полного банкротства, превратить "Сибирь" в издание, у которого читателей не будет вообще... после чего, лавочку с лёгким сердцем можно и закрыть. Правда, сам Анатолий Григорьевич, похоже, и не догадывается об этой своей роли, и искренне изображает какую-то деятельность:

"...Сколько денег дают, столько и выходим. В прошлом году выпустили все шесть номеров, как и прописано, а в нынешнем казна дала денег лишь на три номера. Пошли по миру с протянутой рукой: вдруг и на четвертый надыбаем…"

Не знаю, право же, удастся ли главреду Байбородину что-то надыбать (ох, уж эти народные исконно-посконные речевые обороты наших «деревенщиков!) – особенно, если принять во внимание ту политику, которую он проводит:

"...А открыли мы номер акафистом святителю Иннокентию. <...> ...акафисты – это же высочайшая поэзия. Как говорит просвещенное духовенство: почитайте внимательно псалтырь, и псалмы царя Давида затмят и сочинения Шекспира духовно и художественно… В Иннокентьевском номере «Сибири» мы напечатали поэму «Чудесная лампада» – воистину чудесное народно-православное произведение, кое в рукописном виде передали мне прихожане Знаменского собора. <...> Разумеется, в первую очередь мы печатаем произведения иркутских писателей, но лишь достойные публикации по идейно-художественному уровню. А коль подобные произведения не создаются ежемесячно, то мы печатаем и талантливые сочинения писателей, известных на всю Россию... <...> Если же печатать все подряд, что сочинят здешние авторы, то можно превратить «Сибирь» в провинциальный, мелкотравчатый журнальчик..."

То есть, картина выглядит так: в литературном(!) журнале место поэзии занимают акафисты, а вместо повестей, рассказов и эссе иркутских литераторов - какая-то анонимная "Чудесная лампада", которую передали, опять же, анонимные "прихожане Знаменского собора". Если бы речь шла о публикациях на страницах религиозно-философского журнала, то у меня не возникло бы никаких вопросов, но деньги из областного бюджета редакция журнала "Сибирь" получает, расписываясь в графе "расходы на литературно-художественные и публицистические издания местных авторов". Или не так?

Заметим к слову, что местные авторы уже давно не выстраиваются в очереди перед редакционными дверями журнала "Сибирь", не спешат нести свои рукописи в "Дом со львами". Да и вообще на мнение доморощенных "мастеров культуры" уже давным давно не оглядываются, предпочитая самостоятельно выходить на всероссийский, а то и международный уровень - благо, современные технологии позволяют продвигать своё творчество, не выходя из-за рабочего стола. Да это и неудивительно: о временах, когда журнал "Сибирь" (тогда ещё - литературный альманах "Ангара") был по-настоящему интересным, именно литературным, а не церковно-приходским изданием, на страницах которого впервые была опубликована "Сказка о тройке" Стругацких, сегодня помнят лишь отдельные краеведы.

Ну, а после того, как в №№ 4 и 5 «Сибири» за 1991 год был опубликован такой "бестселлер", как книга некоего «богослова» начала ХХ века Сергея Нилуса "Близ есть, при дверех", "на "Сибири" смело можно было поставить крест - тот самый, восьмиконечный православный крест, наподобие тех, что в изобилии стоят на сельских погостах. Для тех, кто не в курсе, что это за «произведение» такое, поясним, что именно под этим названием в начале прошлого столетия в России были изданы небезызвестные "Протоколы сионских мудрецов", снабжённые предисловием этого самого Нилуса. После этой публикации на страницах альманаха «Сибирь» уважающие себя литераторы - что здешние, что иногородние - и вовсе предпочли держаться подальше от иркутского "журнала писателей России", а внутри самой Иркутской писательской организации произошёл раскол, и из неё вышла группа литераторов во главе с поэтом Анатолием Кобенковым. И упрекать их за это трудно, знаете ли...

Помню, как лет пять тому назад на страницах той же "Областной газеты" мне попалось другое интервью с тогдашним редактором "Сибири" Александром Лаптевым. Вот как прежний редактор тогда определял задачи журнала:

"...Я считаю самой важной задачей наполнить издание талантливыми произведениями. Ведь что такое литературный журнал, особенно провинциальный? Именно на его страницах пробуют свои силы никому не известные авторы. Журнал дает им путевку в жизнь. Но проблема в том, что в одном номере «Сибири» можно опубликовать произведения пятнадцати, от силы – двадцати авторов. В 2012 году вышло четыре номера. Это значит, право на жизнь получили максимум 80 творений. Это очень мало. Как быть в такой ситуации? Сверхзадача редакции и, кстати, редколлегии – выбрать наиболее талантливых и достойных <...> Я предложил бы читателям присылать в журнал свои стихи, рассказы и заметки. Не обещаю, что все будет опубликовано, но истинно талантливое, самобытное, искреннее обязательно увидит свет на страницах «Сибири». Любой обратившийся к нам автор получит профессиональный отзыв или добрый совет. Наш адрес... <...> Очень надеюсь, что наше издание вновь обретет достойное место среди литературных изданий России".

Бывшего редактора можно понять: ему искренне хотелось вытащить издание из того "болота", в котором его почти полностью утопила наша "духовная оппозиция". Да и пятно позора, что легло на репутацию журнала после публикации "Протоколов сионских мудрецов", хотелось хоть как-то отмыть. Ведь согласитесь, господа, случай-то - более, чем уникальный: вполне себе официозное издание, получающее деньги из государственного бюджета, публикует на своих страницах погромную антисемитскую фальшивку! - в последний раз до того, нечто подобное имело место, разве что, в Третьем Рейхе, да где-нибудь в Ливии, во времена, недоброй памяти, Каддафи... Так что, иркутский "журнал писателей России" если уж и не вошёл, то - вляпался в Историю по самую маковку!... Однако, труды и старания Александра Лаптева так и не увенчались успехом, и "Сибири" так и не суждено было "...вновь обрести достойное место среди литературных изданий России".

Чем же решил наполнить страницы пока ещё выходящего журнала его новый редактор, Анатолий Байбородин? Вновь обращаемся к тексту интервью на страницах "Областной газеты". На вопрос корреспондента, кому из авторов редакция отдаёт предпочтение, следует ясный и конкретный ответ, расставляющий все точки над "Ё":

"...Старым мастерам. А их с каждым годом все меньше и меньше <...> ...возраст и зрелость – это еще не пропуск в журнал. Верно сказано: много званых, да мало избранных… При выборе произведения я руководствуюсь правилом: есть литература от Бога, где проповедь любви к ближнему, к природе, а есть и от лукавого, где этой любви и в помине нет".

То есть, г-н (не "господин") Байбородин однозначно даёт понять: публиковать на страницах "Сибири" он будет только - и только! - своих единомышленников и "заединщиков", постаревших "профессиональных патриотов", круг которых сужается год от года, и очень скоро далее сужаться этому кругу станет, попросту, некуда. Налицо здесь - и недобрый старый ленинский "принцип партийности литературы" - правда, обильно загримированный под "православную духовность", но оттого не менее категоричный.

"...– При таком подходе молодым авторам, пожалуй, трудновато пробиться в журнал? - интересуется журналист Олег Гулевский, и редактор Байбородин ему с готовностью отвечает: – Были бы таланты, а место им в журнале всегда найдется. Вот только не густо их, хотя за последнюю четверть века губернские писательские организации выросли вдвое и втрое, а молодых дарований мало..."

И здесь я не могу не согласиться с главредом Байбородиным: и в самом деле, рост численности членов "губернских писательских организаций" - налицо, вот только настоящих Писателей среди этих "членов" лично я не наблюдаю... Не потому ли, что понятия "член" (пусть даже и "член Союза Писателей России") и "Писатель" - это, мягко говоря, "таки две большие разницы"?...

У здешней "губернской" организации Союза Писателей России история богатая. Правда, "славной" её не назовёшь, но в том, что она богата, никто не сомневается. Здесь - и коллективные доносы в КГБ на неугодную "духовным оппозиционерам" газету "Советская Молодёжь", и травля главного режиссёра Иркутского ТЮЗа Вячеслава Кокорина, и глумливые прижизненные "некрологи", которые здешние "инженеры человеческих душ" посвящали неугодному им поэту Анатолию Кобенкову, и ещё много, много чего... Впрочем, если мы копнём глубже, и вспомним историю Иркутской организации Союза Совецких Писателей, то вдруг окажется, что всё это - не случайно, а очень даже закономерно. Но мы не будем углубляться в историю... до поры, разумеется.

Так что, нет ничего удивительного в том, что "молодые дарования", на отсутствие которых сетует Анатолий Байбородин, не спешат пополнять ряды этой, довольно своеобразной, "творческой организации", разместившейся в бывшем особняке иркутских промышленников Бревновых, и выпускающей (пока) на бюджетные деньги довольно экстравагантный "литературный журнал" под названием "Сибирь".

"...В литературе есть два крыла, – продолжает свои пространные рассуждения перед корреспондентом "Областной газеты" Анатолий Байбородин, – Одно – беллетристика. Она может быть сильной и слабой. А есть литература, основанная на глубинном исследовании. Высший образец, на мой взгляд, – «Тихий Дон». Прочитав сей роман, можно не читать академические труды о донском казачестве, ты ясно будешь представлять мир казачьей вольницы. Ее историю, этнографию, быт…"

Кто – как, но я никак не могу понять, в чём же разница между "беллетристикой" и некоей "литературой, основанной на глубинном исследовании". Поправьте меня, господа, если я ошибаюсь, но разве лучшие исторические романы, вошедшие в сокровищницу мировой литературы - это ли не есть беллетристика, причём - беллетристика самого высокого качества? Но у Анатолия Григорьевича, наверное, имеется какой-то собственный "Тайный Литературный Словарь", в котором слово "беллетристика", видимо, обозначает синоним слова "порнография". Впрочем, от человека, почитающего за "высший образец литературы" шолоховский "Тихий Дон", и с лёгкостью отметающего за ненадобностью академическую научную литературу, можно ожидать и не таких "зияющих высот" мысли...

"...Хотелось бы подготовить молодого редактора, - делится своей "заветной мечтой" с корреспондентом Анатолий Байбородин, - с русским национально-патриотическим мировоззрением и художественным вкусом. Ну и, конечно, соображающего в издательских делах...."

Я не знаю, господа, что вкладывает в понятие "русское национально-патриотическое мировоззрение" редактор Байбородин, но если своего преемника на редакторском посту он видит в качестве продолжателя той редакционной политики, которую журнал "Сибирь" проводит сейчас, то могу лишь искренне пожелать, чтобы его мечты так и остались мечтами. Согласитесь: зачем, и - главное! - кому нужен журнал, издающийся на деньги налогоплательщиков, пачки которого оседают по углам редакционной комнаты, а читатели и распространители воротят от него нос?... Пусть уж лучше такой журнал тихо и скоропостижно скончается - и, чем скорее, тем лучше. Полагаю, что именно это и произойдёт в самые ближайшие годы.

Иркутск - город с интересной и богатой литературной традицией, и талантливых авторов здесь всегда было достаточно. Немало было здесь и интересных литературных журналов и альманахов, начиная с "Поэтических Сборников" иркутских гимназистов, появившихся в конце 1830-х годов, продолжая выходившим в 1860-е годы альманахом "Иркутские Рассказы", знаменитым яковлевским "Восточным Обозрением", выходившим накануне событий 1917 года журналом "Багульник". В послереволюционное время эту традицию продолжили "Сверстники" (1930 г.), "Прибайкалье" (1936 г.), та же "Ангара" (1958 г.)…

Уже в восьмидесятые годы на филфаке Университета возник "самиздатовский" литературно-художественный альманах "Свеча" - его издателей, разумеется, исключили из комсомола и взашей выперли из Университета. В девяностые, с исчезновением цензуры, в Иркутске появляются литературно-художественные журналы "Камены", "Свой Голос", издаётся литературная газета "Зелёная Лампа", выпускается поэтический альманах "Иркутское Время"... В это же самое время в "северной столице" Иркутской области, в городе Братске начинает выходить самиздатовский "толстый" (относительно, конечно же, "толстый") литературный журнал "Шклинда", издаваемый одноименным Независимым Литературным Объединением (НЛО "Шклинда"). Уже в веке нынешнем, в городе-спутнике Иркутска, Ангарске, журналистка Анна Нарчук начинает выпускать полноцветный литературный журнал "Признание", а в Усолье-Сибирском (sic!) журналист Александр Гордин некоторое время издаёт литературно-краеведческую "толстую" (на тридцати двух полосах!) газету "Александровский Централ"...

Это - всего лишь "пунктирное перечисление" тех изданий, что вспомнились навскидку; уверен, что иркутские библиофилы и исследователи здешней периодики добавят к этому списку ещё ряд названий. Главное же, что объединяет все эти официальные, полуофициальные и совсем уж неофициальные литературные газеты и журналы - это то, что все они выпускались людьми талантливыми, неординарными и неравнодушными; людьми, которым было, что сказать читателям, и что представить на читательский суд. И - просто невероятно! - но большинство этих изданий (за исключением, пожалуй, "Ангары", превратившейся в "Сибирь") умудрялись выходить безо всякой финансовой поддержки со стороны государства, не имели ни регулярного бюджетного финансирования, ни даже собственного редакционного помещения... может быть, именно поэтому отпечатанные тиражи и не залёживались по углам редакционных комнат, а редакторы не мучились вопросом, куда бы сбагрить отпечатанный тираж? Наверное, не без этого...

Свои собственные периодические литературные издания востребованы и в Иркутске, и даже, как показывают примеры, перечисленные мною выше, и в соседних городах. Такие издания появлялись в прошлом, есть они и сегодня, и, безусловно, будут выходить и впредь - и об этом, наверное, имеет смысл задуматься тем чиновникам областного правительства, которые распределяют бюджетные средства "на культуру". По крайней мере, это будет и достойнее, и, главное, экономичнее, нежели из года в год финансировать некий одиозный журнал, от которого, к тому же, отворачиваются и читатели, и распространители. Но у чиновников, полагаю, на этот счёт есть какие-то свои соображения, в которые я не посвящён, да и не стремлюсь...

Пора уже ставить точку. При поддержке ли областного бюджета, или без оной (скорее всего, именно без оной), но в Иркутске обязательно появятся свои собственные литературно-художественные издания - в "университетском" городе с богатыми литературными традициями иначе и быть не может! Только вот никакого "журнала писателей России" под названием "Сибирь" среди этих изданий, попросту, не будет. А знаете, господа, почему?... А всё - очень просто: такого "литературного журнала" уже нет, причём, нет уже давно. И интервью Анатолия Байбородина журналисту "Областной Газеты" Олегу Гулевскому - лучшее тому подтверждение.

Фото Анатолия Байбородина: Алексей Головщиков

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=182642

bytes: 17698 / 16803

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Роман Днепровский, обозреватель.

На сайте опубликовано 42 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5908

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8975

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8652

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11109

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6064

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5807

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12937

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11568

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22110

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16048

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24468

01.03.2024

Лица Сибири

Николаев Александр

Должиков Андрей

Мельник Галина

Семенов Дмитрий

Слипенчук Михаил

Ворончихина Варвара

Шопен Виктор

Аксаментов Геннадий

Зураев Игорь

Гупалов Виктор