Никита Лыков

© Иркутский музыкальный театр

КультураИркутск

3001

13.12.2005, 19:30

Любя свою кошку (кота), могли бы вы в неё (в него) влюбиться?

Первый – после блистательной апрельской «Белой акации» Н. Печерской... прощальной, выходит, «Акации» – премьерный спектакль Иркутского музыкального театра поставлен и показан был 1 июля режиссёром А. Лебедевым из Санкт-Петербурга.

Почему в Доме актёра – не знаю, не интересовался. Но это нечастый случай увидеть знаменитых наших артистов «крупным планом», впритык – из зальчика, не через оркестровую яму.

Эта вещица (около 1,5 часа) – на четверых, для камерной сцены. На последней любимцы публики Елена Бондаренко и Виктор Лесовой ничего не выигрывают и не проигрывают, опереттка – всё же не тот случай, когда надо плести психологические кружева, как на теле(кино) экране. И уж благодатнее, когда поют, танцуют, комикуют на большой сцене, «адресно» к широкой аудитории. (Но данная ситуация – вне обсуждения, примем её как неизбежные условия игры).

Входящий, или, пожалуй, уже вошедший в «звёздность» (в похвальном смысле) Владимир Антипов (позавчерашний «соколовец-пилигримец») – ой, хорош! – так органично фонтанирует актёрскими «штучками-дрючками» (техникой), в роли (в образе) Волшебника (мнимого) с фокусами, будто фокусничество (опять же, как доброе качество лицедея) присуще ему изначально! И сдаётся: ему что маленькая сцена (и зал), что большая, что коврик на улице расстелить – и театр начинается! Это оттого, думаю, что в нём море подкупающего зрителей добродушия! Личностно-художнического...

Но центр спектакля – не по «главности» роли даже, что само собой, но как источник восхищения, исполнительского очарования, своего рода сценического волшебства – Елена Беляева! Новая, если хотите, Беляева! Неожиданная Беляева! (Во всех своих рецензиях я обязательно отводил минимум абзац для комплиментов её голосу, её певческому искусству, но сейчас речь о другом.) Никогда, мне сдаётся, ни в одной из прошлых своих ролей (включая предпоследнюю – Ларису-вертихвостку в «Акации»), хоть всегда и везде смотрелась она приятнейше, артистка не идентифицировалась с образом так, как представляя оффенбаховскую Кошечку Нинетту у Лебедева. Назвал имя режиссёра здесь, ибо предполагаю, что он помогал Беляевой в «техническом» перевоплощении в персонажа, в обретении своего, актёрского авторства в нём. Так тщательно «партитурно» (пусть и не сложна эта «партитура») роль придумана и продумана, прорисована словно мягкой, лёгкой, ловкой (виртуозной) кисточкой, «вышита» шёлковыми стежками в цветах, радующих глаз, проиграна и непринуждённо, и скрупулёзно в щедро разбросанных деталях, штрихах, во всех этих «кошачьих» ужимках и гримасках!.. Так что эта ангорской породы красавица, из капризов сотканное избалованное пленительное создание в манере рококо raffiner a la Ватто и т. п. – в оперетошном этом пустяке – являет свой властный шарм мучительства для мужчин (для героя В. Лесового) будто бы «программно»! (А в драмах сколько любовных страданий от таких вот?!.)

И здесь-то в самый раз малая сцена – для актрисы в роли и для нас, зрителей (на большой – вся изысканность, тонкость «письма» многое потеряла бы), словно точно выбранная рамка – характер портретной картинки, или самый уютный уголок для кошечки – и подремать ей, и попроказничать!.. И камерность пения Елены Беляевой – почти как пение в салоне – показалась выигрышной как раз в среднем – «домашнем» – регистре, который у неё тоже обертоново красочен, как и «небесно» - высокий, чисто оперный. Впрочем, тут, разумеется, дело и в Оффенбахе – что предлагает вокалисту его партитура. Общеизвестно: от попевок, куплетных песенок – до по-оперному выписанных, не без изощрений, развёрнутых ансамблей, с адекватными по качеству мелодиями.

С этой точки зрения понятно, почему на роль молодого героя – партнёра миловиднейшей Кошечки – взят, конечно же, и ныне, и всегда безотказно обаятельный, «вечно-молодой» и в свои 55 с половиною лет, популярнейший у иркутян Виктор Васильевич Лесовой: он владеет кантиленным пением.

В паре, например, с М. Веховым, И. Переверзевым, особенно с красавчиком (Керубино) А. Ганиным (но и первые два, ах, собой хороши!) Кошечке игралось бы, вероятно, более с удовольствием, а уж публикой бы смотрелись они куда «вкуснее». Мучить молоденьких-то слаще, они же – первой (почти) свежести, живчики, это вам не то что опытный в актёрстве господин в летах, хоть и не уступает им в сценической подвижности.. . Короче, публика предпочла бы тут подлинность. Но ребята певчески не вытянули бы Оффенбаха. (А как выпевал его кантилену В. Лесовой в пародийных «отрывках из оперы» – что-то вроде «турецкого» белькантиста – в «Званом ужине с итальянцами»!)

С другой стороны, пение пением, но ещё надо играть буффонные благоглупости далеко не первой свежести, как же без них оперетта! В программке стоит: «Пьеса С. Маковского». Переделки старых либретто (они, наверное, глупее глупых) сейчас сплошь и рядом. (Нам в ИМТ это здорово продемонстрировал в 2003 г. Б. Лагода, основательно перелопатив «Мистера Икса»). С. Маковский предлагает нам игру в инкарнацию – историю о перевоплощении души. Для жанра, тем более в приложении к Оффенбаху, должно быть, новаторски!

Молодой светский человек, живя со своей экономкой (об этом не говорится, но намекается: она очень ревнива), которая в 1,5-2 раза его старше (по сюжету, но не по возрасту актёрской пары), в то же время безумно неравнодушен к домашней кошке, по красоте своей писаной – истинной звериной аристократке. Не понимая физиологическую природу своего влечения, герой, конечно же, поэтизирует своё чувство, дико, едва ли не до бреда, мечтает о прекрасной девушке, равноценной Кошке как Идеалу. Появляется Мистик с Востока (чалма, шальвары...), ему всё ясно – что происходит с молодым человеком. Чтобы вызвать доверие простачка, показывает простейшие фокусы: видишь шарик? – ан нет его! Куда делся? – да в кармане у тебя, и т. п. А потом говорит (всё, разумеется, в развесёлых куплетах): а я могу и кое-что посерьёзнее, ты ведь в Нинетточку, кошечку, влюбился, так? А знаешь, что она – девушка? Да-да! Душа которой переселена в обличье кошки. Хочешь, я её душу назад в девичью плоть отправлю? Не будет кошки, будет девица-красавица! Но учти, что с ней ты намучаешься так, что ещё пожалеешь, зачем случилась эта метаморфоза!

Глупец согласен, он в восторге! И кошка исчезает, и является девушка умопомрачительно обольстительная! Живая мечта любви... Но когда за обедом девушка запрыгивает на стол и, нисколечко не теряя своей грациозности, язычком вылизывает снедь в тарелке, лакает сливки, вымазывает чудесную мордочку, а потом «лапкой» её «умывает» – как это ни восхитительно, ни умилительно, ей, Девушке-Кошечке, правила приличия внушать бесполезно: она терпеть не может упрёков и поучений!

Вот здесь бы драматургу и режиссёру (ведь вторые часто выправляют первых) и выйти на шутливое умозаключение, комедийную дилемму: что кому более по нраву – оставаться с экономкой и кошкой или... И т. д.

Но авторы спектакля на музыку Оффенбаха к мистике, видать, не склонны. Правда, и музыка классика здесь «посюсторонняя» (это ж не «Сказки Гофмана»), да всё же относительно... Это, оказалось, розыгрыш: «Мистик»–друг покойного отца героя, по бесхребетности спустившего всё наследство, обедневшего; Девушка–его племянница, с приданым и готовая замуж за героя. Они проведали о «патологическом пристрастии» молодого человека к домашней кошке и, любя его и жалея, решили таким вот «вывертом» (сказками о переселении душ), а вернее, психотерапевтическим методом «выправить» его подсознание и, женив, поправить «материальное положение».

Когда они во всём признались герою, разоблачили себя – я испытал разочарование... Фи, какая проза – эта «расшифровка» сказки! Моя бы воля, я б сделал так, чтобы зрители выходили после «Женщины, превращенной в кошку» с мыслью-внушением: не теряя себя, потакайте капризным шалостям своих роскошных кошек (а ведь женщина может быть и... лисой, и змеёй, и жар-птицей, и т. д.; по котам же я не спец) – и никогда не кричите: «Брысь!»

Никита Лыков

© Иркутский музыкальный театр

КультураИркутск

3001

13.12.2005, 19:30

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=26555

bytes: 7920 / 7920

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9488

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7484

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6762

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

19847

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10719

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13963

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7925

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

10759

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

9436

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16976

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

16334

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10332

28.04.2024

Лица Сибири

Деренко Николай

Варнавский Владимир

Матвеев Сергей

Жилкин Олег

Истомин Геннадий

Кобенков Анатолий

Корытный Леонид

Калищук Андрей

Булакин Николай

Баранов Юрий