Валерий Владимиров

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

2678

13.11.2007, 14:41

Нескучные «страшилки»

Привидения прыгают со сцены в зал и набрасываются на зрителей...

Премьера в Иркутском музыкальном театре им. Н. Загурского - «Призрак замка Кентервиль»: музыка В. Баскина, пьеса В. Вербина (по мотивам рассказа О. Уайльда), постановка и сценография В. Бархатова.

Я сидел во втором ряду у прохода, ко мне подсел паренёк, симпатичный, вежливый, говорит оглядываясь: «Я в этом театре впервые – как тут уютно!» Попросил у меня программку с исполнителями… А во втором акте в полумраке какие-то серые крысоподобные существа, выскочившие из двери справа, ведущей на сцену, набросились на него, сцапали, уволокли! Ох, и струхнул я (публика-то в восторге!), хотя в антракте один работник театра меня, критика, предупредил: «С вами сидит наш человек, не пугайтесь, что бы ни случилось…» Ну что ж, трюк недурён (хотя не нов, подзабыт), но неразвит: протащили бы парня «мёртвым» по сцене или же отпустили бы снова в зал трясущимся от ужаса…

Главная же «страшилка» спектакля – народный артист РФ В. Яковлев в роли Джона Кентервиля, хозяина замка, ему 300 лет, и загримирован он блестяще: не лицо, а маска монстра из кинотриллера! Но В. Я., общеизвестно, великий комик, смешить зал может и «в лоб», и «с оттенками» – смеховая палитра обширнейшая! И ему бы, «Призраку», подошёл здесь «чисто английский юмор», вернее, само-ирония, или «оскаруайльдов» скепсис, а может, и снобизм его. Но на сие актёра не нацелили. Режиссёр, сдаётся, вообще далёк от понимания «специфической» стильности, эстетизма автора первоисточника.

Мне скажут: так ведь это мюзикл. Отвечу: а что, это значит – облегчай, упрощай себе художественную задачу, даже берясь за Уайльда, не зажигаясь импульсами от него (а мюзиклы в ИМТ по «Укрощению строптивой», по «Дон Кихоту» и т.п., поставленные в своё время Н. В. Печерской)? Герой – «потомок крестоносцев», граф, лорд (Кент – читай у Шекспира), чем очень горд, а В. Яковлеву подвластны, скажем, и вельможное высокомерие, и родовая спесь, и барское чванство, и тупость во тщеславии, и артистичная «неуклюжесть», и карикатурный «аристократизм» – и всё в смене градаций, игре полутонов, контрастности красок, и главное во всём – чтобы зрителю было смешно!.. Но режиссёр об этом, кажись, не догадывался. Им не собраны в целостный образ, в переливах граней (от пугающей немощности до «канкана Призрака», чтобы всё было в органике) все те блёстки комедийных качеств В. Яковлева, что нескупо разбросаны у него по роли.

«Хозяин» спектакля, похоже, не разграничивает дендизм (разумеется, пародийный) и русскую «душу нараспашку». Особенно это зримо во втором исполнителе «Призрака» – Н. Мальцеве. Тот начинает роль едва ли не в «реалистической манере» («призрачность» – формальна) и доводит её до надрыва циркового клоуна (рискну сказать: и в шутовстве, так сказать, «британского» свойства должно быть своё изящество), с перехлёстами, форсажем интонаций, истерикой, скулежом, воем – «юмор» натужный, хоть с воплями, «от живота». (А такие «вещи», их дозировка режиссёру должны быть подконтрольны).

Весь этот «комизм» (который так и просится срифмовать с «комизмом» пошлости) из арсенала «бородатых» штампов броско показателен в сценах «Призрака» с мистером Отисом, американцем, купившим замок Кентервиль на аукционе (и преобразующим его методом «ударно-комсомольской» перестройки в коммерческое заведение «У Призрака»). Фигура, по исполнительству, конечно, русская, но и «новорусской» изюминки, которая так и просится тут, в них нет. Как ни импозантны сами по себе оба исполнителя – В. Варлашов (уж мастер тонкий) и В. Попов, но – не самобытны, не уникальны по хватке характерности персонажа, колориту типа. Ну, много «сытого» крика, «прописной» размашистости, что называется, американца «вообще», виденного уж не раз…

Кстати, с таким вот американцем я б сравнил «купеческую» режиссуру спектакля. Богач м-р Отис скупить может всё – все лоты на аукционе, их-то перечень зачитывает Председатель (великолепный А. Данилов): фрагмент Тернового венца, интимные шмотки царицы Клеопатры, сервант… нет, Сервантеса рукопись, «маленькие голландцы» крупного формата, руки Венеры Милосской… Режиссёр как бы скупил всё, что ему «по цене», и сверх того, и нахрапом обставляет этим спектакль, особенно в финале: и скелет обряжают в наряды из опереточного гардероба, и в доспехах рыцаря, с рупором в руке является служанка Дороти (о которой бросают: «экономка должна быть экономной»), и снег пошёл, и в снежки все играют, и на фоне кружится со всеми континентами земной шар во всю высоту задника!.. А вся эта «щедрость», полагаю, страховки ради: ведь с творческими идеями-то скупо… А чего стоит граммофон, который та же Дороти (которая часто шлёпается на пол – на радость публике), падая в обморок, искусственно ставит себе на грудь, или назойливая «фотомыльница» сынка (совсем уж безликая, хоть суетливая, роль) Отиса, его «первая идейца» на голове и проч. Нет отбора с прицелом на точность образа.

Но и по действию спектакль громоздкий, неуклюжий по ритму, с наворотами буквализма, местами затянутый (и просыпается скука…); то, для чего хватило бы штриха, детали, часто растянуто в сцену, монолог, «арию» – а пропорции «кусков» по зрительскому восприятию не выверены… Ремесло, не оплодотворённое вдохновением.

«Оригинальная» декорация – фасад «замка» выдвинут к рампе примерно на две трети от глубины сцены, и исполнителям здесь, между длинным обеденным столом и колодцем (лишь раз отыгранным: из него выкарабкивается «Призрак»), тесно: они-то привыкли к игровому пространству для свободных, широких, «кружащихся» мизан-сцен, к «воздуху» родной сцены. Особенно обидно за прекрасных актрис и чудесных актёров – А. Рыбникову, Л. Борисову, В. Антипова, И. Переверзева, А. Айдарова: они играют «портреты» (с текстом, пением) и засажены в узкие ниши в сцене, щели или норки, плохо освещены, плохо просматриваются из зала. А каково видеть, как с привязкой к столу и колодцу, романтическую «призрачную» балетную пару (М. Стрельченко и С. Полухин)! Особенно же кошмарен балет во втором акте: на этажах строительных лесов, за прутьями (как за решёткой) ограждений, да ещё и за тюлевым занавесом, со слабой подсветкой – рисунок танца неуловим…

Как в реплике жены Отиса: «посторонние потусторонние» – о призраках в замке!

Узнав, что артисты две недели (!) репетировали сами, без режиссёра (улетавшего по своим делам из Иркутска и вернувшегося за пять дней до премьеры), я подумал о нём: сам полу-призрак!.. А о наших артистах: конечно, они гораздо тоньше, искуснее, интуитивно умнее того, что смог предложить им этот московский молодой человек, и он вряд ли ощутил неповторимость, художническую личностность каждого (хоть и одаривал их в интервью комплиментами).

Несмотря на мои претензии к некоторым из них, мысленно отсекая сценические сверхизлишества, я не мог не разделить благодарности зала («браво!» Впрочем, не помню спектаклей ИМТ, не имевших успеха к финалу) исполнителям. Кроме перечисленных выше, снова любуешься мастерством Е. Бондаренко, с каким «лепит» она характерную «прагму» жены Отиса, и контрастно к Е. Б. – той же роли Л. Полякова: прекрасная «победоносность» в облике, эксцентрически-нервное легкомыслие в игре… А две Вирджинии, дочки Отиса (одна роль): с хитринкой, лукавством и комической «бесшабашинкой» показывает их С. Лунюшкина, обе по-своему кокетливы и «шарманны»… до щемящего восторга!

Хотя роль библиотекаря Чарльза бедна и как-то «узка» для Е. Алёшина и И. Ладейщикова, нередко, в других спектаклях, виртуозно блистающих, но, пожалуй, и здесь, в «Кентервиле», свой непризрачный «знак качества» они не теряют, хоть в «частностях» этого небогатого материала.

Великолепны костюмы Ж. Усачёвой, особенно «нетленная» «ренессансная» роскошь облачений сэра (пэра, лорда) Кентервиля – а «в стык» звёздно-полосатая пижама мистера-твистера Отиса, и статуя Свободы на его рабочем фартуке!..

Подкупают, помимо мелодизма, изыски в музыке: словно «закадровое», как «кентервильское» эхо, «вплывание» невидимых хоров в арии и дуэты; имитация клавесина, фисгармонии (вроде органа), «мадригальная» стилизация (смело, остроумно для мюзикла!) вокальных номеров и сгустки тембров в оркестре (под управлением дирижёра-постановщика В. Ефремова), интонирующем внятно, инструментальные группы у которого чисто сбалансированы, мягко «стелются» под певцов. Правда, микрофонное пение мне слышалось технически-жёстким, «стреляющим». А ведь наши вокалисты «живым» голосом легко одолевают пространство зала, и сколько в этом теплоты!..

Под одну «триллерную» арию сэра Кентервиля, скликающего призрачное воинство в крестовый поход против американцев, мстить за «поругание святынь», в гнетущем «си миноре», в лучах блуждающих по залу прожекторов и выкрали моего соседа по креслу во втором ряду у прохода…

Валерий Владимиров

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

2678

13.11.2007, 14:41

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=41071

bytes: 8689 / 8689

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

07.06 06:31
Вход на «Красноярские Столбы» остаётся бесплатным, но цены на палатки взлетели

07.06 06:20
В Красноярске установят четыре новых арт-объекта

07.06 06:11
В Красноярском крае задействовали подводный дрон и водолазов для поисков пропавшего моряка с буксира «Байкал»

06.06 19:47
В Монголии стартовал девятый «Улан-Баторский диалог»

06.06 19:03
Директор «Усольехимпрома» идёт под суд за подстанции и майнинг-фермы

06.06 18:54
В Новосибирске продлили меру пресечения бывшему начальнику управления экономической безопасности

06.06 18:53
Жертвами клещей в Бурятии стали уже больше 1200 человек

06.06 18:25
Особый противопожарный режим в Хакасии снимут на неделю раньше

06.06 18:23
В мэрии Красноярска объяснили, почему они разрывают трамвайную концессию с «Мовистой»

06.06 18:19
В Томской области с начала 2024-го выявили 1989 гектаров заросших сорняками сельхозугодий

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4172

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4607

04.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Томас Лермонт и королева фей», мастер-класс «Конфетница-оленёнок» и спектакль «Лев на каникулах»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 4 по 9 июня жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, концерты и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9008

03.06.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

5826

30.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мюзикл «Русский фантом», литературный квиз «Страшный сон Татьяны» и мастер-класс «Танец бабочек»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 28 мая по 2 июня в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11471

27.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13949

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8471

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7937

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

26085

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14446

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17659

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

8709

03.05.2024

Лица Сибири

Марковец Игорь

Ефимова Юлия

Батуев Цыденжап

Екимовский Олег

Барышников Виталий

Колмаченко Василий

Зураев Игорь

Суходолов Александр

Щелкунов Владимир

Карих Юрий