Анастасия Георгиевская: талант и одиночество «великой старухи»

Более 50 лет она блистала на сцене МХАТа, но страна её помнит по одной из немногих ролей в кино – задорной и остроумной учительницы географии в культовом мини-сериале «Большая перемена».

7 ноября исполняется 105 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы, лауреата Сталинской премии, народной артистки СССР Анастасии Георгиевской.

Серафима Павловна в фильме «Большая перемена», 1972-1973 годы

Будущая легенда Московского художественного театра родилась в Орле ровно за три года до Октябрьской революции, во время которой она осталась сиротой. Воспитывалась в Школе-коммуне, затем училась в фабрично-заводском училище. Впервые вышла на сцену в самодеятельном театре «Живая газета» при машиностроительном заводе.

В 1929 году любительский театр был преобразован в Театр для детей и молодёжи, но 15‑летняя Настя к тому времени уже отправилась покорять столицу. В Москве юная провинциалка пришлась ко двору в Театре юного зрителя, а спустя два года перед её талантом не устояла приёмная комиссия Государственного института театрального искусства.

Анастасия Георгиевская, 1936 год

После окончания ГИТИСа Георгиевская по распределению отправилась во Фрунзе, где пополнила труппу Киргизского государственного театра русской драмы. Спустя год она вернулась в Москву и стала актрисой МХАТа СССР имени М. Горького, сцене которого служила до конца своих дней.

Актриса с молодости не только успешно играла своих ровесниц, но и органично чувствовала себя в возрастных ролях, за что получила от коллег прозвище «великая старуха». Поклонники МХАТа наверняка помнят не только её Наташу в «Трёх сёстрах», Анну в «На дне» и Таисью в «Достигаев и другие», но и Карпухину в «Дядюшкином сне», Матрёну в «Горячем сердце» и мачеху в «Двенадцати месяцах».

Наташа в спектакле «Три сестры». МХАТ, постановка 1940 года

Мачеха в спектакле «Двенадцать месяцев». МХАТ, постановка 1948 года

В 1951 году за роль Варвары в спектакле «Вторая любовь» актриса была удостоена Сталинской премии. В 1948 ей было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», в 1963 – «Народная артистка РСФСР», в 1968 – «Народная артистка СССР». Также среди наград Георгиевской – медали «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», ордена «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.

В кино Анастасия Георгиевская снималась редко, предпочитая съёмочной площадке театральные подмостки. Однако каждое её появление на экране становилось событием в отечественном кинематографе. Это и Анна Андреевна в «Ревизоре», и Вера Карповна в «Безумном дне», и Марья Павловна в «А если это любовь?», и, конечно же, Серафима Павловна в «Большой перемене».

Анна Андреевна в фильме «Ревизор», 1952 год

Вера Карповна в фильме «Безумный день», 1956 год

Марья Павловна в фильме «А если это любовь?», 1961 год

Сиделка Петтон в фильме «Теперь пусть уходит», 1963 год

После раскола МХАТа в 1987 году Георгиевская ушла вместе с Татьяной Дорониной во МХАТ имени Горького. Последней театральной работой актрисы стала Дарья в спектакле «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина (постановка 1988 года).

7 ноября 1989 года Анастасия Георгиевская вышла на сцену в роли Арины Петровны в спектакле «Господа Головлёвы». После спектакля коллеги и зрители поздравили актрису с 75‑летием. Тогда никто и подумать не мог, что этот день рождения станет для звезды МХАТа последним.

В последние годы жизни «великая старуха», как и многие творческие люди, коротала одинокие вечера в компании с алкоголем. Нельзя утверждать, что именно это стало причиной, но уход прославленной актрисы был трагическим, если, конечно, он может быть каким-то другим. Её тело обнаружили в собственной квартире минимум через неделю после смерти. Несмотря на то что коллеги Анастасии Павловны заподозрили в деле криминальный след, никакого расследования не проводилось.

Похоронили народную артистку СССР на Кунцевском кладбище Москвы. Датой её смерти считается 5 сентября 1990 года.

Долгие годы могила одинокой звезды была заброшена. Лишь в 2009 году, через 19 лет после смерти Георгиевской, силами Художественного театра на ней установили надгробный памятник с высеченной надписью: «Великая МХАТовка».

Курбатова в фильме «Случай в аэропорту». Последняя роль в кино, 1987 год

Фото: mxat.ru, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru

URL: http://babr24.info/msk/?IDE=194556

bytes: 5814 / 4311

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 1923 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Москва)

Дело Успенского: месть за наследство

Руссо был мизантропом, Есенин – хулиганом, Лорд Байрон – тот был бабник, Он это дело знал, А впрочем, как и Клинтон, И Бунин с Мопассаном… Чайковский... Ну, это ладно… А Мусоргский бухал! Тимур Шаов.

Филипп Марков

КультураСкандалыМосква

1981

28.05.2020

Конец театральной провинции, или Оптимизация по Кехману

Владимир Мединский уже не министр культуры, но дело его живёт. Вернее, живут и здравствуют назначенцы его эпохи, ярчайший представитель которых – Владимир Абрамович Кехман. Кехман – личность, стоит признать, уникальная.

Филипп Марков

КультураМосква

10637

27.05.2020

Чёртова дюжина. Лучшее по Кингу

Специализирующийся на хоррорах телеканал НСТ (Настоящее страшное телевидение) опубликовал Абсолютный рейтинг тринадцати лучших экранизаций произведений Стивена Кинга.

Филипп Марков

КультураМир

5965

26.05.2020

Гордимся! Михалков причислил Бабр к «либеральным говномётам»

Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав Сразу извинимся перед читателями за резкий заголовок, но из песни слов не выкинешь.

Филипп Марков

КультураСкандалыМосква

8911

25.05.2020

Перспективы культурных подведов

Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Еврейская пословица Успешно излечившаяся от коронавирусной инфекции министр культуры России Ольга Любимова в прямом эфире «Первого канала» рассказала о разрабатываемых мерах по возвращению культурной жизни страны в привычное русло.

Филипп Марков

КультураМосква

5395

25.05.2020

Первый лирик русской живописи. Лучшее от Алексея Саврасова

Саврасовых в русской живописи немного… Иван Гронский 24 мая исполняется 190 лет со дня рождения великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

5437

24.05.2020

Про смерть и пепел к юбилею Бродского

Смерть – это то, что бывает с другими. Иосиф Бродский 80 лет назад, 24 мая 1940 года, в Ленинграде родился великий русско-американский поэт и эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМосква

8857

24.05.2020

Сосиски Лере с Йосей. Стих дня от Сергея Шнурова

Музыкальный продюсер и по совместительству супруг певицы Валерии Иосиф Пригожин в интервью «Вечерней Москве» пожаловался на «чудовищную ситуацию», в которую попали артисты из‑за отмены концертов.

Филипп Марков

КультураКак по-писаномуМосква

11144

24.05.2020

Светящийся след Виталия Вульфа

Бывает, что звёзды падают, оставляя за собой светящийся след в памяти человечества.

Филипп Марков

КультураСобытияМосква

8880

23.05.2020

Мы с женой застыли у сарая… Стих дня от Сергея Шнурова

Поэт и музыкант Сергей Шнуров оказался не готов к отмене режима самоизоляции. В аккаунте Instagram он в традиционной стихотворной форме поведал о своей жизни на карантине и реакции на неожиданное снятие ограничений Владимиром Путиным. Не готов к рабочему сезону. Жизнь и так вполне налажена.

Филипп Марков

КультураКак по-писаномуМосква

8816

23.05.2020

Несуетливая душа Миколы Гринько. К 100‑летию актёра

Несуетливая душа – тонкая и богатая… Андрей Тарковский о Николае Гринько Он был одним из любимых актёров великого Тарковского, но в историю вошёл как «великий профессор» и «главный папа» советского кино.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9726

22.05.2020

Прекрасный и наивный Швыдкой: не дали на еду, дайте хоть на книги

Российскому государству поступило предложение оплатить просвещение подданных.

Филипп Марков

КультураМосква

8477

22.05.2020

Смарт: Бабр для умных

Когда стакан наполовину полон. Ищем плюсы в пандемии

SmartBabr бесконечно далёк от мнения Елены Малышевой о том, что коронавирус — это «чудо чудесное». Однако умение находить положительную сторону и выносить уроки из самых инфернальных ситуаций и бедствий — качество ценное.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

2071

05.05.2020

Социальная инженерия разрастается. Новый способ украсть у вас деньги

В ходу у мошенников — социальная инженерия, как верный способ втереться в доверие и с помощью психологических уловок заставить жертву добровольно расстаться с деньгами. В России появился новый способ мошенничества, при котором злоумышленники получают доступ к интернет-банкингу россиян.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

1717

19.05.2020

Во всём виноваты китайцы. Как Китай становится мировым изгоем

Мир после пандемии может ознаменоваться не только глубочайшим мировым экономическим кризисом за последние десятилетия, но и обострением международной геополитической обстановки. Между США и Китаем явственно назревает конфликт. По всему земному шару растут антикитайские настроения.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

2485

09.05.2020

ОСАГО, техосмотр и водительские права: как быть, когда карантин

Разбираемся, как жить автомобилистам в период карантина.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

1680

14.05.2020

Правки в закон «О полиции». Усиление полицейского гнёта под шумок карантина?

8 мая правительство одобрило законопроект о расширении прав полиции — сделано это было под соусом улучшения качества защиты прав и интересов граждан.

Алиса Беглова

Интернет и ИТМосква

2535

12.05.2020

Лица Сибири

Гармаев Баир

Головщиков Алексей

Полосин Андрей

Мартыняк Дениc

Федорова Елена

Серебренников Сергей

Левченко Андрей

Матюха Виталий

Турчак Андрей

Александров Александр