Артур Скальский

© http://list.ru/

КультураРоссия

2515

13.02.2001, 14:17

Зачем вы, девушки?

Выставка "Амазонки авангарда", организованная Музеем Соломона Гуггенхейма, - та самая экспозиция, на открытии которой в Нью-Йорке побывал Владимир Путин. Президент выступил там с пламенной речью о достижениях русской культуры и таким образом, в изрядной степени, обеспечил прибытие выставки в Москву. Гарант как-никак. Впрочем, западные музеи даже таким гарантиям не поверили и свои работы не дали: вместо 89 картин (по каталогу) на выставке в Третьяковке представлено лишь около семидесяти. Работы (только живопись) шести художниц - Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой. Имена шести "амазонок" хорошо известны, большинство их работ - тоже. Каждая из художниц за прошедшие с начала перестройки годы удостоилась персональной ретроспективной выставки в той же Третьяковке или в других музеях (не говоря уже о таких мегаэкспозициях, как объездившая полмира "Великая утопия"). Про каждую издана монография или альбом. Так что открытий на выставке нет. Впрочем, и задача была другая. Классическая история искусства - это история мужчин, которые пользовались женщинами как музами или моделями. В нее, конечно, попадали женщины-художницы, но в таких малых количествах (да и играли, мягко говоря, второстепенные роли), что лишь подтверждали правило. Другое дело - XX век, который открыл путь в искусство национальным и сексуальным арт-меньшинствам - евреям, неграм и женщинам. Женщин стало так много, что в принципе историю искусства прошлого столетия можно написать только на "женском материале". Выставка "Амазонок" - очередная (а отнюдь не первая) попытка такого рода "истории искусства без мужчин". Благо, в данном случае материал позволяет. В русском авангарде женщины действительно играли равную с мужчинами роль, а во многих случаях даже определяющую. Не то чтобы Михаил Ларионов творил под каблуком у своей супруги Натальи Гончаровой, но и не наоборот. Многие авангардные идеи и концепции рождались в головах именно женщин. Ими же и создавалась, например, прозодежда, одним из главных пропагандистов которой была Варвара Степанова. Так что в концепции выставки нет ни вульгаризации, ни натяжек, ни допущений: без мужчин, так без мужчин. Если сама выставка посвящена сугубо искусствоведческим проблемам, то ее шикарный каталог, как и положено, раздвигает рамки до общекультурных. Здесь и про судьбу женщин в России, и про дамские слабости (оказывается, эти вроде бы суровые авангардные женщины в свободное от переустройства мира время делали проекты сумочек, платков и кошельков), и про сексуальную жизнь (про это, впрочем, чуть-чуть). Есть в каталоге и ожидаемые образцы собственно феминистского дискурса, например статья Ольги Матич "Гендерные проблемы в царстве амазонок". Вопрос лишь в том, насколько весь этот авангардный гендер понравится отечественной публике. С точки зрения актуальности и успеха выставки ее тема кажется вполне рискованной. И авангард, и феминизм хотя когда-то и были рождены в России, но сейчас воспроизводятся с трудом. То ли потому, что и авангардный, и феминистский проекты у нас давно реализованы на практике и кажутся уже скучными. То ли просто потому, что ни авангардная живопись (как женская, так и мужская), ни феминистский дискурс русскому человеку не понятны и, соответственно, не нравятся. Другое дело на Западе, где все это исключительно актуально и неизменно пользуется спросом. Хотя и построенная на русском материале, выставка "Амазонок" - это, конечно, западный продукт. До Москвы она была показана в пяти странах - Германии, Англии, Италии, Испании и США - и всюду с неизменным успехом. Что будет у нас, смогут ли "Амазонки" отвадить публику, скажем, от галереи Шилова - неизвестно.

Артур Скальский

© http://list.ru/

КультураРоссия

2515

13.02.2001, 14:17

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=58305

bytes: 3700 / 3700

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

7326

20.05.2024

В ожидании неджентльменских дел. «Как я встретил её маму» и «Чёрная вдова» – в топе уикенда

В минувшем уикенде, в котором все четыре дня были выходными, старожилы проката значительно улучшили свои показатели, а вот новинки не смогли достичь выдающихся результатов. Безоговорочным лидером четвёртый уикенд подряд остаётся новый отечественный блокбастер-миллиардер «Сто лет тому вперёд».

Филипп Марков

КультураРоссия

19580

17.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7461

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6754

14.05.2024

Всемирно-потопный уикенд. Миллиард «Сто лет тому вперёд» и тысяча с сеанса «Битвы за Родину»

«Сто лет тому вперёд» вновь уверенно сохранил лидерство в прокате. По данным портала Kinobusiness.соm, в минувшем уикенде фантастическая лента Александра Андрющенко потеряла в сборах всего 19 %, собрав в кассах кинотеатров 142,4 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

10464

10.05.2024

Надежды маленький оркестрик... К 100‑летию Булата Окуджавы

Стихи и музыка обыкновенные, исполнение посредственное, голос никакой, всё вместе – гениально!

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

14997

09.05.2024

Видео дня. Врата времени в «Пришельцах» Чхве Дон‑хуна

20 июня на экраны российских кинотеатров выйдет южно-корейский фантастический боевик «Пришельцы», мировая премьера которого состоялась летом 2022 года. Специально к этому событию компания Capella Film представила адаптированный трейлер с русским дубляжом.

Филипп Марков

КультураРоссия

13518

07.05.2024

Блиндажно-эротический уикенд: в топ‑10 пять новинок

Фильм «Сто лет тому вперёд» без проблем сохранил лидерство в российском кинопрокате. По данным портала Kinobusiness.соm, в минувшем уикенде фантастическая лента Александра Андрющенко по одноимённой повести Кира Булычёва на 2 074 экранах собрала 176,1 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

18806

04.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7925

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

10740

02.05.2024

О плодах безумия и спекуляциях патриотизмом. К 100‑летию Виктора Астафьева

Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал. Виктор Астафьев Его книги читать и легко, и сложно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

25109

01.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

9429

01.05.2024

Лица Сибири

Виниченко Иван

Рейнет Николай

Балуев Алексей

Костина Оксана

Белобородов Владимир

Чернышев Андрей

Гаращук Александра

Казакова Лариса

Жуков Антон

Митичашвили Арсен