Борис Парамонов

© Радио Свобода

КультураРоссия

2666

29.05.2009, 17:11

Борис Слуцкий: из элегиков в трагики

В мае исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Слуцкого.

Нельзя сказать, что был этот юбилей как-то серьезно отмечен. Это и понятно. Наше время характеризуется упадком интереса к поэзии, причем процесс этот всемирный, связанный с возникновением массового общества и массовой культуры. Теперь этот процесс дошел и до России, в которой всегда был громадный интерес к поэзии – к этому высокому, если хотите, элитарному искусству. Правда, в России имело место особое явление – сама поэзия была сделана масскультом. Такой масскультовский поэт – Евтушенко. Конечно, он человек поэтически одаренный, но главное в нем то, что он поп-звезда. Он и несколько других, выступив в литературе одновременно со Слуцким, его заслонили, потому что Слуцкий при всей своей кажущейся, даже подчеркнутой простоте – поэт элитарный, я бы сказал – поэт для эстетов. Но а сегодня в России совсем уж парадоксальная возникла ситуации: при всеобщей утрате интереса к поэзии поэтов сейчас много, и хороших поэтов, поэтическая культура чрезвычайно повысилась.

Вот такие парадоксы и надо иметь в виду, говоря сегодня о Слуцком.

Я бы назвал Слуцкого если не лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи, то последним советским поэтом. Дело в том, что советская эпоха как раз на Слуцком и кончилась. Говоря точнее, она кончилась на войне. Война с Гитлером была уже не советским эпизодом в новейшей русской истории, это уже чисто отечественное явление, недаром войну назвали, и правильно, Великой Отечественной. Она выпадает из контекста советской идеологии, из коммунистического мифа. Это очень сложно и очень интересно отразилось на Слуцком. Он вошел в поэзию в эпоху “оттепели”, сразу после смерти Сталина.

Биография его была образцово советская: фронтовик-политработник. Но, позволив Слуцкому печататься, власти не то что не слишком ему доверяли, а своим всё же не до конца чувствовали. Крайне интересно то, что Слуцкий пошел одновременно в печать – и в самиздат. Причем ничего антисоветского в его самиздатовских стихах не было. Но он был другой, это очень чувствовалось. Дело не в том, что он резко талантлив, - были и другие талантливые поэты-фронтовики: Гудзенко, Наровчатов, Самойлов. Слуцкий был правоверен, испытан не только на фронте, но и во всякого рода идеологических мероприятиях, - а всё равно он был какой-то не такой. В этом смысле он был загадкой не только для властей, но и для поэтов. И это связано с тем изломом времени, о котором я говорил. Этот излом и был Слуцкий.

Вот что пишет, вспоминая Слуцкого, его друг-оппонент Давид Самойлов:

- Он воротился в Москву в сентябре 1946-го... ...На другой день после приезда Слуцкого пришел Наровчатов. ...Наша тройственная беседа происходила в духе откровенного марксизма. ...Соглашение с Западом окончилось. Европа стала провинцией. ...Отсюда резкое размежевание идеологий. ...Тактикой, как видно, мы считали начало великодержавной и шовинистической политики. Ждали восстановления коминтерновских лозунгов.

А вот еще более интересное – высказывание самого Слуцкого из его прозаических “Записок о войне”, опубликованных уже в постсоветское время. Он говорит здесь о том, как война отразилась в общественном сознании:

- Распространение получили две формы приверженности к сущему: одна - попроще - встречалась у инородцев и других людей чисто советской выделки. Она заключалась в том, что сущее было слишком разумным, чтобы стерли его немцы в четыре месяца - от июня до ноября. Эта приверженность не колебалась от поражения, ибо знала она, что государственный корабль наш щелист, но знала также, что слишком надежными плотничьими гвоздями заколачивали его тесины. Вторую форму приверженности назовем традиционной. Она исходила из страниц исторических учебников, из недоверия к крепости нашествователей, из веры в пружинные качества своего народа. Имена Донского, Минина, Пожарского, для инородцев заведомо чуждые, сошедшие с темных досок обрусительских икон, здесь наливались красками и кровью. Две эти любви, механически сшитые армейскими газетами, еще долго жили порознь, смешливо и враждебно поглядывая друг на друга".

Вот этой казенной газетной сшивки не было у Слуцкого – а некое органическое слияние. На уровне сознания превалировало старое, коминтерновское отношение к войне; недаром сразу после войны им владела иллюзия какого-то торжества мировой революции в европейском масштабе, а всё прочее воспринималось “тактикой”. Но реальность войны, реальность истории не могла пройти мимо Слуцкого – он сам в этой реальности пребывал четыре года. Реальностью же, в конце концов, осознался и послевоенный сталинский империализм. Иллюзий – “коминтерновских” - больше не стало, но возникла, стала строиться некая поэтическая иллюзия. Слуцкий писал о войне в каком-то плюс-квам-перфекте, как о давно прошедшем, она уходила у него в некую ностальгическую дымку. Бедой нельзя пренебречь, победой нельзя не гордиться – но это уже как бы отдаленная эпоха, поистине история, и не та, в которой ты участвовал, а как бы написанная в старой, антикварной, “античной” тетради, только сейчас обнаруженной под обломками эпохи. Некая археология войны – и всей советской истории. Персонаж стихов Слуцкого, его “лирический герой»”, как тогда говорили, - юноша-комсомолец, “коминтерновец”, осознающий глубину и трагедийность русской истории. И жалеешь об исчезнувших иллюзиях, и становишься одновременно из мальчика мужем. Короче и проще говоря, советская эпоха в стихах Слуцкого кончилась.

Слуцкий – это советская элегия.

И тут возникает у Слуцкого одна частная тема, нынче игрой всё тех же русских судеб снова ставшая актуальной, - тема Сталина. Слуцкий понял, кто такой Сталин, и написал об этом стихотворения, ставшие бы хрестоматийными, если б сейчас правильно хрестоматии составлялись: например, “Бог” или “А мой хозяин не любил меня”. Но он от Сталина не отказывается, потому что это реальность истории и судьбы. Но и не возвеличивает его, как пытаются нынче. Сталин у Слуцкого существует в контексте трагедии, а не сусального мифа - о первом герое войны, “русском имени” и эффективном менеджере.

Эволюция Слуцкого – а она была, Слуцкий в общем его корпусе оказался не столь монолитным и однотомным, как казалось при жизни, - это эволюция от трагического, но не осознанного опыта к трагическому мировоззрению. Слуцкий-элегик стал Слуцким-трагиком.

Борис Парамонов

© Радио Свобода

КультураРоссия

2666

29.05.2009, 17:11

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=78047

bytes: 6282 / 6282

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

06.06 19:47
В Монголии стартовал девятый «Улан-Баторский диалог»

06.06 19:03
Директор «Усольехимпрома» идёт под суд за подстанции и майнинг-фермы

06.06 18:54
В Новосибирске продлили меру пресечения бывшему начальнику управления экономической безопасности

06.06 18:53
Жертвами клещей в Бурятии стали уже больше 1200 человек

06.06 18:25
Особый противопожарный режим в Хакасии снимут на неделю раньше

06.06 18:23
В мэрии Красноярска объяснили, почему они разрывают трамвайную концессию с «Мовистой»

06.06 18:19
В Томской области с начала 2024-го выявили 1989 гектаров заросших сорняками сельхозугодий

06.06 18:09
В Новосибирске начальника департамента промышленности отправили в СИЗО

06.06 17:56
В Новосибирской области за три года построят 179 социальных объектов

06.06 17:51
В Томской области экс-директора школы и её мужа подозревают в мошенничестве на 270 тысяч

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Семейно-хоррорный уикенд. Манюня «грохнула» майора Грома

Минувший уикенд в российских кинотеатрах закончился, мягко говоря, неожиданно.

Филипп Марков

КультураРоссия

2579

06.06.2024

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

3843

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4536

04.06.2024

Блогнот. Данила Козловский: «жду положенный мне рубль»

Вчера суд РФ повторно встал на мою строну в иске на г‑на Бородина о защите чести и достоинства, с которым я обратился в суд в апреле 2023 года. Итак. Суд постановил: 1.

Филипп Марков

КультураСкандалыРоссия

10549

03.06.2024

«Московский дворик» и другие шедевры. К юбилею Василия Поленова

Его имя по праву входит в список лучших пейзажистов XIX века, произведения хранятся в ведущих картинных галереях России и ближнего зарубежья, а картина «Московский дворик» считается первой, написанной в жанре «интимный пейзаж».

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

10334

02.06.2024

Мистический классик соцреализма. Лучшее от Леонида Леонова к юбилею автора

«Вор», «Соть», «Дорога на Океан», «Русский лес», «Пирамида», «Evgenia Ivanovna», «Нашествие», «Золотая карета»...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

7499

01.06.2024

Огненно-громовский уикенд. Вялый старт фаворита и рекорды середняков

Минувший уикенд в российских кинотеатрах отметился рядом интересных рекордов, лидером же проката ожидаемо стал «Майор Гром: Игра». По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

7538

31.05.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

5776

30.05.2024

Видео дня. Звёздный состав сериала «Юг»

Онлайн-кинотеатр Okko опубликовал тизер-трейлер восьмисерийного фильма в жанре роуд-муви «Юг», который 31 мая должен открыть Всероссийский фестиваль детского, семейного кино и анимации «Медвежонок» в Перми. Юг Кипень – зажатый, скромный мальчик, воспитанный бабушкой.

Филипп Марков

КультураРоссия

7648

28.05.2024

Видео дня. Тайный культ в Городе страха

Компания Vertical – один из ведущих мировых дистрибьюторов фильмов – представила трейлер психологического триллера A Sacrifice, который в российском прокате планируют выпустить под адаптированным названием «Город страха». Сюжет картины основан на романе Николаса Хогга «Токио».

Филипп Марков

КультураРоссия

9269

25.05.2024

Неджентльменский уикенд. Первый зарубежный лидер и шесть новинок в топе

«Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи ожидаемо возглавило прокат, потеснив с первой строки чарта «Сто лет тому вперёд» Александра Андрющенко. Таким образом, впервые в 2024 году лидером российского бокс‑офиса стал зарубежный релиз.

Филипп Марков

КультураРоссия

14182

24.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

12492

20.05.2024

Лица Сибири

Жуковец Антон

Маценко Жанна

Потапов Владимир

Рябикин Александр

Валов Александр

Леньшина Ирина

Гринберг Игорь

Стрельцов Анатолий

Зацепин Сергей

Чеботарев Владимир