Кино-2014: Быть или не быть?
Появление на широких экранах фильма «Хотел бы я быть здесь» – это исключение из общего правила российского проката. Скрывать нечего: исключение приятное. Уже сам факт показа картины в кинотеатрах позволяет с некоторым оптимизмом смотреть в будущее. Но обидно другое – это единственный большой плюс фильма. А для произведения искусства этого, согласитесь, мало.
«Хотел бы я быть здесь» творение широко известного в узких кругах американского актера и режиссера Зака Браффа. Половину бюджета фильма Брафф собрал на Kickstarter’e.
Справка:
Kickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга (то есть добровольных пожертвований).
Сделано это было для того, чтобы Брафф мог реализовать проект в полном соответствии со своим авторским замыслом. Как итог – картина получилось очень личной, в ней чувствуются движения души Зака Браффа, его индивидуальность и взгляд на мир. По своей принадлежности «Хотел бы я быть здесь», безусловно, относится к инди-культуре. Только придется ли такое кино зрителю по вкусу?
Айден готовится к пробам. Кто угадает, почему этот кастинг Айден провалит?
Завязка фильма проста. Главный герой – Айден Блум (Зак Брафф) переживает кризис среднего возраста. На фронтах личной и общественной жизни Блум терпит одно поражение за другим: как актер Айден никак не может получить роль; как отец не имеет возможности содержать семью; у него полное непонимание с братом. В довершение всех бед Айден узнает страшную новость: его отец смертельно болен. Эта, в целом, бытовая драма могла бы послужить благодатной почвой для оригинальных философских размышлений, для поиска ответов на вопросы, волнующие каждого. По сути все сводилось лишь к одному, как рассказать историю. И вот здесь у фильма начинаются проблемы.
Семья счастлива, но почему-то как всегда без мамы
Сюжет картины получился довольно неуклюжим. Основная линия не получает должного развития только из-за того, что Брафф постоянно отвлекается на частности. И что самое странное, эти самые частности тоже подаются скомкано, то и дело обрываются и в итоге ни к чему не приводят.
Поясню. Если в центре фильма находится человек, на которого неожиданно свалилась куча проблем, то тогда следует показывать, как он их будет решать. И после действия персонажа обязательно должен быть результат. Даже более того, этот результат необходимо показать на экране. Отсутствие в фильме причинно-следственных связей самым неблагоприятным образом сказывается на персонажах. Их характеры не раскрываются, а мотивы остаются неясны. Почему, например, от главного героя до сих пор не ушла жена? Ее действия можно было бы объяснить жертвенной природой ее сердца. Но нам не покажут ситуации, в которой можно увидеть в этой женщине что-то выразительное, потрясающее, отличное от прочих людей. Она обычный человек. В ней не угадывается потенциал сокровенного блага, а, следовательно, и ее поступки вызывают недоумение. То же самое можно сказать абсолютно про всех персонажей – у них нет простора для действий, а если действия и совершаются, то ни к чему не ведут. История показана, словно наспех, поверхностно, хотя отдельные драматичные сцены получились достаточно мощными.
Знакомьтесь, Грэйс Блум – дочка Айдена. За вынужденной экстравагантной внешностью скрывается глубоко верующая душа
Содержательным недостаткам фильма можно противопоставить немногочисленные плюсы. Хороший саундтрек (впрочем, заглавная тема фильма начинает быстро раздражать), интересная актерская игра юной Джои Кинг, и, конечно, фирменный стиль Зака Браффа, когда за нелепо-смешным тут же следует задумчиво-грустное.
Итог:
Если попытаться быть объективным, то с уверенностью можно сказать: Ваше впечатление от этого фильма во многом будет зависеть от личного отношения к Заку Браффу и его творчеству. Если Вы поклонник его таланта, то наверняка Вам будет приятно увидеть и его амплуа (да, в этом фильме он все тот же «взрослый ребенок»), и тон повествования покажется непринужденным. А если нет, тогда… Впрочем, все равно сходите на «Хотел бы я быть здесь». Показ подобных картин в кинотеатрах – слишком уж редкое явление, чтобы пройти мимо.