Кино-2015: Молодость – не радость, вечная жизнь – не жизнь
В прокате – фантастическая мелодрама «Век Адалин» о молоденькой дамочке, которая совсем перестала стареть, но вследствие этого почти разлюбила жить.
В 1937 году 29-летняя американка Адалин Боуман (Блейк Лайвли) попадает в какую-то такую автоаварию, после которой человек, видите ли, перестает стареть. Если выживает, конечно. Адалин выжила – и смерть ей отныне, по-видимому, вообще не грозит. Век пролетел незаметно, на дворе уже наши дни, а Адалин остается все такой же, какой она была почти 80 лет назад, – красивой, двадцатидевятилетней.
Казалось бы, для женщины это сугубое счастье. Ан нет: Адалин хоть и обзавелась в свое время дочерью (которая нынче уже старушка), однако ни на какие серьезные отношения так и не отважилась. «Ах, если бы я могла стареть!» – столетье напролет мечтает Адалин. Но тут она, конечно, встречает боже-какого-мужчину (Михил Хейсман) и разом забивает на все свои принципы. Меж тем эта поздняя любовь ультрамоложавой 107-летней старушенции приводит ее к очень нежелательной встрече. А именно – к вторичному знакомству с отцом (Харрисон Форд) своего нового избранника, недолгий роман с которым Адалин крутила в шестидесятые.
Утоли свои печали, Адалин!
Всякий, кто хотя бы немного интересовался кинематографом последнего десятилетия, при знакомстве с пересказанным сюжетом тотчас должен вспомнить «Загадочную историю Бенджамина Баттона» – худший (ибо очень уж сентиментальный) фильм великого Финчера, «Хичкока наших дней». Не сразу формулируемая, но несомненная связь между двумя этими лентами – про Бенджамина и про Адалин –усугубляется еще и внешней схожестью актрис, сыгравших (одна там, другая тут) главных героинь.
Речь о том, что 27-летняя старлетка Блейк Лайвли воспринимается как уцененная репродукция молодой Кейт Бланшетт. Последняя же изображала в «Бене Баттоне» любовь-всей-жизни Брэда Питта. Она старела, он молодел… ну вы, конечно, в курсе этой истории. Для окончательной рифмы «Века Адалин» с «Загадочной историей» следовало пригласить на роль престарелого экс-любовника бессмертной дамы Роберта Редфорда, который в молодости, как известно, был копией Брэда Питта. Но здесь создатели дали промашку – и затащили в проект брюзгу Харрисона Форда.
Несмотря на явную неуместность в дешевой мелодраме такого неромантического старикана, как Форд, стоит признать, что лишь в непродолжительное время его пребывания на экране действие «Века» хоть как-то оживляется. Во всех остальных сценах фильма нет ни саспенса, ни переживаний, ни особого смысла, ни даже чувства движения вперед. Сюжет буксует на месте, словно бы тоже застряв в западне между прошлым и будущим, подобно героине.
Ветеранка Эллен Берстин исполняет в «Адалин» точно ту же роль, что и в «Интерстелларе», – пожилую дочь молодого родителя
Формально фильм может похвалиться тем, что в нем-де освещается, как менялась жизнь нестареющей дивчины на протяжении большей части прошлого века. Однако десятилетие за десятилетием пролистываются на экране с постыдной поспешностью, как страницы книги, в которую не хочет вчитываться нерадивый школяр. Сцен из прошлого тут с гулькин нос; основное место уделено опостылевшему настоящему, хотя многие зрители, есть подозрение, после анонса рассчитывали именно на ретроантураж.
Авторы неубедительно уверяют: вечная молодость – это настолько же скучно, насколько и красиво
Но самое большое негодование зрителя, критически настроенного к безмозглым дамским романам («Век Адалин», как ни крути, аккурат из этой серии) должна вызвать совершеннейшая неразборчивость авторов фильма в средствах. В дело идут самые очевидные, дурацкие и пошлые детали, а также наиболее деревянные фразы для диалогов. Впечатление такое, что пуще всего создатели страшились как-либо удивить своего зрителя или, не дай бог, продемонстрировать ему что-то вроде хорошего вкуса. Вот и получилось: посмотрел новое «загадочное» кино – и будто всего лишь стаканчик кисленько-сладенькой водички осушил. А ведь соблазняли-то бокалом дорогого вина…
«Век Адалин» (The Age of Adaline) (16+). Режиссер: Ли Толанд Кригер. США, 2015