Кино-2015: (Не)простительный саботаж великана-вертолетчика
В прокате – традиционалистский фильм-катастрофа «Разлом Сан-Андреас», демонстрирующий самое масштабное на сегодняшний день экранное землетрясение.
Разлом Сан-Андреас разбушевался! Трещина меж тектоническими плитами именно с таким наименованием пролегает аккурат под штатом Калифорния. И вот теперь она принялась так резво смещаться, что Лос-Анджелес вместе с Сан-Франциско стали превращаться в руины буквально у всех на глазах.
Разумеется, большинство свидетелей катастрофы погибает, даже не успев как следует понять, что происходит, но есть и те, кто может увидеть красиво-страшную картину колоссального землетрясения во всех подробностях и при этом, возможно, еще и выжить. Это прежде всего бравые ребята-спасатели на вертолетах. Ну и спасенные ими люди, которых вертолетчики, как водится, предпочитают подхватывать с крыши разрушающегося здания, с обваливающегося моста и т. п. На тех же, кого слишком легко спасти, не стоит, пожалуй, и силы тратить, ибо чего в этом интересного?
Фильм, впрочем, посвящен не спасателям как таковым, а только одному из них – здоровенному Рею Гейнсу по прозвищу Годзилла (Дуэйн Джонсон). А сей Годзилла, надо сказать, в текущей ситуации вообще мало интересуется спасением всяких там встречных-поперечных. У него ведь есть жена (Карла Гуджино), пусть и жаждущая развода, а также взрослая дочка (Александра Даддарио). И надо же было такому случиться, что на момент начала катаклизма первая оказалась в Лос-Анджелесе, а вторая – как раз в Сан-Франциско. О сугубо семейных миссиях главного героя в этих двух мегаполисах и повествует х/ф «Разлом Сан-Андреас».
Спасение беспомощных женщин – дело рук мужей этих женщин
Все, связанное с этой картиной, настолько очевидно, что по ее адресу просто невозможно высказать сколько-нибудь оригинальную мысль. Да и вообще хоть какую. То есть и хвалить «Разлом» не за что, и критиковать – глупо. Не придираться же всерьез к наплевательскому отношению героя-спасателя в исполнении всеобщего любимца Скалы к своим прямым профессиональным обязанностям. Это ж голливудский блокбастер – он неминуемо должен строиться на пропаганде семейных ценностей. Первым делом дети, родители и супруги, а долг, совесть, служба да дружба – уже потом. И ведь все правильно: кто посмеет пикнуть против подобной расстановки приоритетов? Чай, не в пещерном двадцатом веке живем.
Традиционный для жанра ученый-который-все-знал-заранее в подобающем исполнении Пола Джаматти
Но «Разлом» все равно воспринимается как двухчасовой рекламный ролик во славу американской спасательной службы. Дескать, идите в спасатели, ребятки. А то случится глобальная катастрофа – и как вы себе да семье поможете? От подобного дуализма мозг, что называется, взрывается; именно поэтому такие премьеры давно пора предварять строгим увещеванием типа «Перед началом просмотра не забудьте отключить голову».
Выживают сильнейшие семьи – такие, как этот тандем мускулистого папы и фигуристой дочки
Генеалогия же этого фильма восходит не к Эммериху, как сразу все подумали, а в первую голову к подзабытой картине-катастрофе 1998 года «Столкновение с бездной». То была лента про падение на Землю гигантского астероида; очень скоро, однако, это кино затмил собой «Армагеддон» аналогичной тематики. Что, конечно, несправедливо: истоки стоит помнить, тем более влиятельные. «Армагеддон» повлиял только на Майкла Бэя (который его и снимал). А вот из «Столкновения с бездной» выросли и помянутый Эммерих (как постановщик-катастрофщик) и фильмы вроде «Войны миров Z», и даже отчасти библейские «Ной» с «Исходом».
И «Разлом Сан-Андреас», конечно, тоже. Гром гремит, земля трясется, отдельно взятую семью разбросало по необъятной территории. Но она, семья, безусловно, соберется сызнова, как пазл. А уж там наверняка вновь запляшут облака. Стихия отступила, мы победили. «Примите поздравления, ура, бис», как говорил Вицин в «Не может быть!». И «бис», само собой, еще будет. С таким-то скалистым сверхчеловеком, как Дуэйн Джонсон, грех не сварганить целую серию катастрофических боевичков. Ведь и мифы народов мира неустанно указывают: противостоять природным стихиям должны титаны.
«Разлом Сан-Андреас» (San Andreas) (12+). Режиссер: Брэд Пейтон. США, 2015