Кино-2015: Зомби по имени Шон Пенн
В прокате – боевик «Ганмен», в котором 54-летний оскаровский лауреат впервые предстает в образе тупой мышцатой машины для убийства.
В 2006 году международный наемник Джим Террье (Шон Пенн) ошивался в Демократической Республике Конго и, соблазнившись большим кушем, завалил одного из тамошних политиканов. После устранения не угодившего кому-то деятеля Джиму, естественно, пришлось спешно покидать черный континент. Свою возлюбленную Энни (Жасмин Тринка), работающую в больнице, Джим отчего-то с собой не берет, а вместо этого неосмотрительно просит «позаботиться о ней» лукавого испанца Феликса (Хавьер Бардем), заколачивающего в Конго солидное бабло.
Сам Джим Террье появляется в Конго только через восемь лет, и ничего хорошего там не находит. Энни, естественно, выскочила за Феликса, а на Террье влиятельные силы объявляют сезон охоты. «Все прогнило в демократической республике!» – в отчаянии восклицает Джим. А затем сдергивает с себя рубаху, обнажает ствол и внушительно добавляет: «Живым тем не менее я никому не сдамся!».
В супермены на старости лет? Такое удалось только Нисону, да и то – всего раза два-три
Пьер Морель – один из самых удачливых режиссеров-протеже Люка Бессона. Именно он снял первый «13-й район», первую – и лучшую – «Заложницу», а также бойкий боевик с Джоном Траволтой «Из Парижа с любовью». И все это в продюсерско-сценаристском соавторстве с пресловутым Бессоном. Лишь в этом году Морель рискнул наконец избавиться от тотальной Люковой опеки.
Ничего пригожего из этого, впрочем, не вышло. «Ганмен» – кажется, первый у Мореля предельно серьезный боевик; именно поэтому он выглядит и самым потешным. Но потешаться над фальшивой пафосностью и вымученной драматичностью два часа кряду – не самое увлекательное времяпровождение. Уж лучше «Заложницу» пересмотреть, откупорив вожделенную бутылку пива (без которой, понятно, весь этот гон про ганменов вообще мало кого способен увлечь).
Сей конкретный «Ганмен» вызывает минимальную заведомую заинтересованность лишь за счет того, что это вроде бы первый на свете брутальный боевик с интеллигентнейшим Шоном Пенном, обычно играющим или унылых лохов, или скользких мерзавцев. Шону сейчас 54, но это ведь аккурат тот возраст, в котором Нисон снялся в «Заложнице» и тем перезапустил свою карьеру. Однако старику Лиаму просто повезло начать штурм боевого жанра с помощью столь ударной экшен-безделицы. А сыграй Нисон тогда, в 2008-м, в таком вот «Ганмене» – и не было бы сегодня у Сильвестра Сталлоне и Брюса Уиллиса никакого конкурента-ирландца.
Бардем демонстрирует способность выглядеть одновременно подлецом, ловеласом и алкашом
Словом, «Ганмен» – решительно проходной евротрэш про евротрип. Такое там еженедельно выходит – просто в российский прокат далеко не все попадает. Но, конечно, Пенн на пару с Бардемом обеспечили «Ганмену» вхождение во все мультиплексы планеты. Ну что ж, артисты они большие, уважаемые, имеют право. И даже особого порицания не заслуживают: скажем, прошлогодние «Человек ноября» с «Великим уравнителем» были даже этого «Ганмена» во всех отношениях гаже.
Меж тем «Ганмена» можно счесть еще и ремейком. Фильм поставлен по книге второстепенного французского детективщика Жан-Патрика Маншетта, которая уже была экранизирована в 1982 году. Картина называлась «Шок», там играли Ален Делон и Катрин Денев, и ее наверняка помнят многие советские зрители (фильмов с Делоном, не побывавших в нашем прокате, тогда почти не существовало).
И все-таки за молодой итальянкой Жасмин Тринкой наблюдать занятнее, чем за матерыми Пенном и Бардемом, вместе взятыми
Радость узнавания со стороны зрителя, тридцать лет назад сходившего на «Шок», – это, пожалуй, самая приятная эмоция из тех, которые в принципе можно испытать, смотря «Ганмена». Однако и те, кто «Шока» не видел, наверняка почувствуют отчетливое дежавю: дескать, где-то это все я уже наблюдал. У Люка Бессона, должно быть. И отнюдь не в топовых его продюсерских деяниях. Ведь перед нами в лучшем случае еще одна «Заложница-2». Если только не «Заложница-3».
«Ганмен» (The Gunman) (18+). Режиссер: Пьер Морель. США, Испания, Великобритания, Франция, 2015