Кино-2015: Корпорация в мозге
В прокате – мультфильм студии Pixar «Головоломка», относительно красочный псевдонаучно-популярный рассказ о том, как устроено сознание девочки-пятиклашки.
В голове у Райли, 11-летней жительницы Миннесоты, живут пять эмоций: Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и – самая отвратительная – Печаль. Радость у них за заводилу, поэтому до поры остальные четыре чувства ведут себя скромно и за пульт управления настроением своей хозяйки особо не стремятся.
Но вот родители перевозят Райли в другой штат, в связи с чем в ее сознании активизируется унылая депрессивная «ботаничка» Печаль – типичный синий (в буквальном смысле!) чулок и корпоративный изгой данного коллектива. Радость негодует и рвется пресечь внезапную Печальную инициативу, в результате чего обе эти эмоции проваливаются в глубины подсознания. И покуда они оттуда не выберутся, жизнь несчастной девочки обречена управляться лишь тремя малообаятельными субъективными реакциями – дохляком Страхом, пухляком Гневом и манерной Брезгливостью в озвучке Ксении Собчак.
Две антагонистки – вечно сияющая Радость и беспрестанно брюзжащая Печаль (странно, что в русском дубляже ее не назвали Печалькой)
Пятнадцатый полнометражный мультфильм могутной студии Pixar звезд с небосклона не хватает, но выглядит посимпатичнее всего того, чем подуставшие пиксаровцы кормили нас на протяжении последней пятилетки. «Головоломка» – история в духе «Корпорации монстров» этой же студии (и даже того же режиссера – Пита Доктера). Там тоже исследовались особенности детской психики, а главными героями де-факто были воплощенные фобии спиногрызов-ясельников.
«Головоломка» гораздо амбициознее той «Корпорации», но ни в одном отношении не удачнее. «Монстры» пародировали мировые реалии житья-бытья менеджеров среднего звена. То, что эти до боли знакомые типы были переряжены в нелепых чудищ, и порождало убойный комический эффект фильма. Взрослым «Корпорация монстров» пришлась в жилу даже больше, чем их чадам, а это и есть первейший показатель анимационного шедевра.
Лучшие сцены фильма рассказывают о тех наших внутренних «голливудцах», которые производят бездарные блокбастеры-сны
«Головоломка» же – не шедевр ни разу. Активные посетители кинотеатров на протяжении полугода смотрели «головоломный» трейлер и повторяли равнодушным хором: идея вроде хорошая, свежая, придется идти смотреть… Хотя, если разобраться, ничего такого уж нового и неожиданного в этой идее изначально не было. «Головоломка» связала вместе мотивы многих подзабытых киноартефактов, снятых подлинными первооткрывателями. Тут можно вспомнить кучу всего, начиная с допотопного «Фантастического путешествия» об экскурсии радикально уменьшенных ученых-экстремальщиков в глубины человеческого тела. Наверняка пиксаровцы смотрели и не такую уж давнюю комедию с Эдди Мерфи «Знакомьтесь: Дэйв» (там про инопланетян, но они тоже были крошечные и жили у негра в голове).
Наконец, не то что американец, а и редкий русский хотя бы шапочно не знаком с когдатошним телевизионным хитом «Голова Германа» – юморным сериалом о писателе и его вечно ссорящихся друг с другом эмоциях. Был среди них и Страх, хоть и не совсем такой, как в Головоломке.
Вот они в полном составе, наши головные боли, страсти и позывы
Все это не упрек прекрасным мультипликаторам, ведь совершенно оригинальных сюжетов сегодня не приходится требовать даже от гениев. Но от тех полугениев, которыми справедливо считаются пиксаровцы, все же хотелось бы получить нечто большее, нежели историйку третьей свежести, рассказанную без особого огонька (ударение на «огоньке», а не на «свежести»). Да, вымученные сиквелы «Тачек» и тех же «Монстров» «Головоломкой» посрамлены. Однако не более. Перебранки и кувырки пятерых ключевых персонажей увлекают лишь до поры до времени, а на неестественно сусальных родителей безликой девочки Райли противно смотреть уже с самых первых кадров.
«Головоломка» (Inside Out) (6+). Режиссеры: Пит Доктер, Рональдо Дель Кармен. США, 2015