Кино-2016: В жилище не без нечисти
В прокате – зимний фильм ужасов «Мы еще здесь», по-хорошему старомодная история с дурным домом, демонами и кровищей.
Интеллигентные пожилые супруги Саччетти три месяца переживали гибель их единственного сына-студента в автокатастрофе, а потом не выдержали и купили по дешевке дом в студеной Новой Англии. Авось, мол, в глуши, в одиночестве, средь снегов да незнакомых людей с несчастьем проще будет смириться.
Не тут-то было – едва пара переехала, как в их жизни появилась масса новых поводов для тревоги и беспокойства. Предметы сыплются на пол, из подвала доносятся странные звуки, а соседи тотчас принимаются стращать Саччетти разными россказнями о том, куда именно их угораздило переехать. Короче, в дешевом старом доме обязательно будет наличествовать нечисть – эту истину давно пора усвоить всякому потенциальному покупателю недвижимости.
Кто-кто в подвальчике живет?
Фильм ужасов про нехороший дом – это как миллионная серия «Санта-Барбары»; в десятых годах двадцать первого века реакция на такое может быть одна: да сколько можно?! «Сколько нужно», – огрызнутся в Голливуде – и ведь по-своему окажутся правы. Не только исходя из низкой аксиомы «покуда пипл хавает, конвейер работает». Но и не оттого, конечно, что еще не израсходован потенциал классических замусоленных тем. А потому лишь, что формула скромных тружеников «сделаем сугубо по-старому, но хорошо» зачастую оказывается предпочтительнее лозунга крикливых приспособленцев «догоним и перегоним моду!».
В общем, «Мы еще здесь» – максимально олдскульный, но тем и ценный (ну, чуточку ценный) хоррор или даже хорророк (не путать с хохолком). Дешевый, простой, тривиальный даже, но нестыдный. Те, кто в теме, удовольствие получат. А остальные, есть шанс, могут и напугаться на этом просмотре, благо там есть чему.
Все-таки эта фильма – прежде всего для знатоков. Только они по-настоящему заценят техничность, тактичность, сдержанность и насмотренность постановщика. Отсылок к писателю Говарду Лавкрафту и режиссеру Лючио Фульчи здесь, скажем, прорва: только успевай считывать. Да дебютант Тед Джехеган ни от кого и не таится – прямо заявляет в интервью, что вдохновлялся Фульчиным фильмом «Дом на краю кладбища» (1981).
Видимо, из одного уважения к выдающимся средиземноморским хоррор-мастерам (без Ардженто и Бавы тут, понятно, тоже не обошлось) Джехеган дал главным героям такую странную итальянскую фамилию – Саччетти. С сочельником в английском языке это наименование не перекликается; причина одна – преклонение перед Авзонией, этим европейским сапогом, на территории которого некогда снимали лучшее кино на свете: от заумных шедевров до низовых экшенов.
Та самая Барбара (не Санта)
Актеры – под стать замыслу: ни одной звезды, но всяк на своем месте. Самая главная роль, как и положено, женская – ее исполняет Барбара Кремптон, красавица-блондинка из ряда культовых восьмидесятнических ужастиков («Реаниматор», «Извне»), прекрасно выглядящая и сегодня, в свои 57. В молодости она прославилась в узких кругах как «королева крика» (есть и такое амплуа), сегодня больше напирает на драматичность – и ведь справляется.
Нашлась у режиссера ролька и для еще одной зрелой дамы «из бывших», а именно – Лайзы Мэри, готической экс-пассии Тима Бертона, заснявшего ее в нескольких своих стильных страшилках. В «Мы еще здесь» Мэри изображает классического персонажа с паранормальными способностями: все в русле традиций и без фальши. Ее муженька-укурка играет некий Ларри Фессенден, вольно или невольно работающий под Джека Николсона. Что, в общем, тоже приемлемо.
Да не смутят вас эти обугленные пугала. В фильме их появление обставлено как надо
Резюмирую: смотреть это кино можно – пенять в нем не на что. Ну а тем, для кого характеристика «ничего нового» – худший приговор фильму, недурно бы призадуматься: может, настала пора вовсе завязать с синематографом?
«Мы еще здесь» (We Are Still Here) (18+). Режиссер: Тед Джехеган. США, 2015