Кино-2016: Властелинша швабр
В прокате – сатирическая мелодрама «Джой», реальная история бизнес-успеха в исполнении Дженнифер Лоренс. За эту роль девушку в четвертый уж раз номинировали на «Оскар».
Жила-была в Лонг-Айленде хорошая женщина Джой (Дженнифер Лоренс). На шее у нее висели папа (Роберт Де Ниро), мама, двое детей и бывший муж. Сама Джой работала рядовым регистратором в авиакомпании, но мечтала о куда большем – о собственном бизнесе, воздвигнутом на ее личных изобретениях. А изобретать всякие полезные в быту приблуды Джой наловчилась еще в детстве; только тогда она еще не знала железного правила деловых людей: что-то придумал – оформляй патент. Иначе грош цена твоим выдумкам – зарабатывать на них будут совсем другие люди.
И лишь когда на горизонте перед Джой уже замаячил бальзаковский возраст вкупе с клеймом законченной лузерши, на нее снизошла очередная чудесная идея, и дама положила уж из этой-то задумки выжать все, что можно. Символично, что главным гаджетом в судьбе Джой как раз и стала самоотжимающаяся швабра. Целевая аудитория «Магазина на диване», куда удалось пробиться Джой, пришла в восторг от волшебной палки с мочалкой – и барыши стали расти как на дрожжах. Но почивать на лаврах изобретательнице рано, ведь всякому успешному бизнесу стремятся чинить препоны все кому не лень, даже ближайшие родственники. Не сумлевайтесь, однако, что рано или поздно деловая вумен совсем не поганой своей метлой погонит прочь всех кознодеев.
Из жизни суперсемейки: папа Де Ниро в гостях у дочки Лоренс
Настроение фильма «Джой» проще всего описать репликой Андрея Миронова из «Ивана Лапшина» – «Это вроде мы все радуемся». Именно так переводится и имя героини: Joy – Радость. Но перед нами не притча и не сказочка, а как раз наоборот: картина «Джой» – байопик реальной американской бизнес-леди Джой Мангано.
И, надо думать, никакой особенной радости эта банальная биография никому бы не принесла, кабы ее не снимал Дэвид О. Расселл – умный, остроумный, сильный, стильный режиссер. А где Расселл, там и неизбывные пророки его – Лоренс, Де Ниро, Брэдли Купер. Ежегодно наблюдать эту славную компанию в очередном проекте, осуществленном под расселловским руководством, успело уж стать доброй традицией. На Расселла идешь как на праздник – и возвращаешься с сеанса как именинник. Словно бременский музыкант, Дэвид не устает приносить людям смех и ту самую радость.
Смешного в «Джой», положим, меньше, чем обычно у Расселла, но зато трогательного на сей раз – прямо через край. И это не дешевая сентиментальность какого-нибудь «Рокки-7», а весьма тонкое жонглирование мелодраматическими приемчиками. В этом весь Расселл – он вечно заигрывает с пошлостью, но, видимо, обладает каким-то удивительным от нее антидотом. Так что в его творчество эта вездесущая субстанция покамест еще не просачивалась.
Дженнифер Лоренс и Брэдли Купер в 4-й раз вместе на экране
Средь немногих пока пунктов расселловской фильмографии «Джой» ближе всего к «Бойцу», хотя там еще не было ни Лоренс, ни Купера, ни даже Де Ниро. Зато была схожая реальная история в основе: герой-то совсем другой (не швабра со шваброй, но боксер с наркотической зависимостью), а вот семейка – один в один, как у Джой. Такое же сборище кровососов-эгоистов-бездельников, беспардонно катающихся на горбу того единственного их родича, которому удалось поймать за хвост удачу.
Купер же и Де Ниро воплотились тут в до боли знакомые личины. Этих героев они и раньше играли у Расселла, не говоря уже о фильмах других режиссеров. Вот где мы видели этого вздорного денировского папу с невыносимым характером Фомы Фомича Опискина? Конечно, в расселловском «Мой парень – псих». А не повторяет ли здесь Купер своего фэбээровца из «Аферы по-американски»? Да, повторяет, пусть никто на это особенно и не сетует: хорошим актерам можно тиражировать свои находки.
Во всех ты, Дженнифер, нарядах хороша
Ну а всего лишь 25-летней (что особенно приятно) приме Дженнифер Лоренс все еще далеко как до выхода в тираж, так и до самотиражирования в его предвестии. «Мечта по-американски» в ее искристом исполнении – это мечта что надо. И плевать, что она завязана на образе презренной швабры.
«Джой» (Joy) (16+). Режиссер: Дэвид О. Расселл. США, 2015