Кино-2016: Дождаться финкризиса – и разбогатеть
В прокате – «Игра на понижение», правдивая история финансового кризиса-2007–2008, разыгранная Кристианом Бейлом и Брэдом Питтом в формате эпической трагикомедии.
2005-й, Уолл-стрит. Руководитель хедж-фонда Майкл Барри (Кристиан Бейл) – чудной тип со стеклянным глазом, синдромом Аспергера и способностью переваривать грандиозные массивы цифр – приходит к выводу, что в ближайшие годы неминуем чудовищный финансовый кризис. Во время этого катаклизма погорят почти все, но есть и способы нажиться на нем. Способы – разные, а суть одна: надо играть на понижение там, где никто никогда не думал этим заниматься. В частности, на рынке ипотечного кредитования, десятилетиями считавшемся сверхустойчивым.
Независимо от Барри и примерно в то же время предвидение грядущего денежного апокалипсиса озаряет и неприятного субъекта Джареда Веннетта (Райан Гослинг). Но его возможности очень скромны – он всего лишь рядовой трейдер. Поэтому Джаред делится своими прогнозами с влиятельным финансистом Марком Баумом (Стив Кэрелл), который поначалу и вслушиваться не желает в эти паникерские бредни. Однако успевает-таки вовремя одуматься.
Закадровый голос издевательски осведомляется минуте на 15-й: вы уже устали или с самого начала тупите? так это, мол, только цветочки, а ягодки будут в оставшиеся 2 часа
«Игра на понижение» являет собой редчайший пример голливудского кино со звездами, которое всецело посвящено узкоспециализированной тематике. О’кей, финансовый кризис касается всех, но знаниями, позволяющими хоть сколько-то разбираться во всех этих экономических замутах, обладает явно ничтожный процент населения (что штатовского, что нашего).
И если недавний «Стив Джобс» мог показаться дилетантам невразумительным из-за обилия компьютерных терминов, то рассматривание с тех же поверхностных позиций «Игры на понижение» заставит признать ее вовсе бессмысленной картиной. Два часа с гаком два десятка героев без умолку трещат про свопы, деривативы, продажи без покрытия и прочую тарабарщину, сочиненную уолл-стритовскими теоретиками.
Однако фильм идет по пути того же «Джобса» с Фассбендером – заумный, неудобоваримый материал перманентно снабжается визуальными изысками, драматургическими кунштюками, игривыми подмигиваниями всех членов съемочной группы – от режиссера до монтажера. Словом, лекция по экономике подвергается мощной атаке из орудий популизма и постмодернизма – и кой-какая позитивная искра из этого взаимодействия таки рождается.
«Игра на понижение» – «печальная комедия»: прямо как наш «Осенний марафон», только не про любовь, а сугубо про деньги
Весь позитив, понятно, лишь в том, что фильм авторам удался; тогда как итоги произведения неутешительны и предсказуемы: все плохо – и лучше не будет, раз уж за столько тысяч лет своего существования человечество так и не научилось извлекать уроки из своих ошибок. В то же время совсем никакой информации о конкретных сапиенских промахах сезона 2007/2008 не извлекут отсюда разве только совершеннейшие уж чайники.
Фильм-ликбез – весьма достойный жанр; даже сугубо научно-популярные ленты могут обладать высокими художественными достоинствами: об этом не понаслышке знают те, кто видел короткометражки некоторых советских корифеев документалистики вроде Клушанцева или Райтбурта.
Брэд Питт – прежде всего продюсер этого фильма, так что он позволил себе сыграть здесь почти эпизодическую роль
Казалось, в нынешних Штатах на что-то подобное впору замахиваться лишь титанам типа Скорсезе (впрочем, он уже снял «Волка с Уолл-стрит»). Между тем «Игру на понижение» поставил (и даже выступил ее сосценаристом) режиссер, которого доселе никто попросту не воспринимал всерьез. Ведь Адам МакКей вплоть до прошлого года ставил одни только идиотические комедии («Сводные братья», «Копы в глубоком запасе», etc.).
А теперь этот вчерашний клоун уже претендует на «Оскар», причем и в режиссерской, и в сценарной номинациях. Кроме того фильм могут наградить за монтаж и за второпланового актера (Бейла). Отчего второпланового, спросите? А персонажей первого плана здесь вовсе нет. Финкризис – вот кто его герой. Очень типичный, надо сказать, для нашего времени.
«Игра на понижение» (18+). Режиссер: Адам МакКей. США, 2015