Кино-2016: Ольга Куриленко общается с мертвым хахалем
В прокате – «Двое во вселенной», препротивная евромелодрама про жизнь, смерть, параллельные миры и геронтофилию.
Студентка Эми (Ольга Куриленко) учится на астрофизика и подрабатывает каскадером. Кроме того она крутит страстный роман с престарелым профессором этой самой астрофизики Эдом (Джереми Айронс). Любовь этих двоих приторна до безобразия: долгие перерывы между редкими отельными встречами перемежаются беспрерывным обменом эсэмэсками и видеописьмами, а также общением по скайпу. У Эда, понятно, жена и дети, а Эми одна в целом мире – если не считать матери, к которой барышня не испытывает ничего, кроме раздражения. Всю свою цветущую юность Эми без остатка посвятила самодовольному старикану Эду.
Поэтому нельзя хотя бы отчасти не возрадоваться, когда на двадцатой, что ли, минуте фильма выяснится, что сластолюбивый профессор скоропостижно помер. Но вот закавыка: к Эми день за днем продолжают поступать от Эда эсэмэски, письма (электронные и бумажные), подарки, туманные телеграммы и руководства к разнообразным действиям. Словом, сотни весточек словно бы с того света. Ужель старикашка изыскал способ достучаться до своей крали из параллельных вселенных, о которых он некогда прожужжал ей все уши?
В оригинале фильм именуется «Переписка» – и это куда более честное название, чем такая замануха, как «Двое во вселенной»
Да не обманет вас сей синопсис, любители мистики, эзотерики и прочего вздора: «Двое во вселенной» – сугубо, так сказать, реалистическая мелодрама. И это можно было б только приветствовать, кабы она не оказалась столь слащавой, фальшивой, напыщенной, отвратительной уже самим своим замыслом.
Гнусный этот замысел режиссер Джузеппе Торнаторе размазывает на два часа экранного времени – и состоит он вот в чем. Любите, дескать, девушки непростых дедушек, занудных профессоров, зажиточных пенсионеров и т. п. Тут вас, барышни, ждут и подлинная любовь, и истинная страсть, а главное – бесценный опыт умудренных аксакалов, который не заменить ничем. То есть в памятном споре Бендера с Паниковским («Таких, как вы, девушки не любят. Они любят молодых, длинноногих, политически грамотных», – внушал последнему великолепный Остап) итальянец Торнаторе занимает понятно чью сторону. И после этого совершенно незачем лезть в «Википедию» за биографическими данными – и так ясно, что режиссеру подобного опуса под 60 или выше.
А предстанет ли тут Ольга голой, как она любит? Не сумлевайтесь – и в натуральном виде, и в виде скульптуры
К сожалению, даже многие из великих и полувеликих киношников – от Чаплина до Рязанова – на склоне лет впадали в этот импотентный маразм и снимали фальшак про то, как неоперившаяся красава постыдно льнула к старенькому да удаленькому, а оный отбрыкивался-отбрыкивался, но в итоге все-таки сдавался на милость молодости. А уж режиссеришкам откровенно посредственным (каков Торнаторе) сам Бог велел дудеть в эту недостойную дуду по достижении малодееспособного возраста.
Эффект от «Двоих во вселенной» сравним с впечатлением от лесбийской драмы «Все, что у меня есть». Там никчемность сюжета полностью перекрывалась гомосексуальной тематикой – здесь дурацкость истории всецело затмевается геронтофильским посылом. О`кей, любовник знал, что скоро умрет, и заранее создал для пассии длительную иллюзию своего посмертного существования. Вестимо, это дичь, гиль, пошлость. Однако раздражает совсем другое – возрастная разница претенциозных возлюбленных.
Сей мезальянс только подчеркивается тем, что Куриленко выглядит моложе своих лет, а Айронс – значительно старше своих
Главный вопрос картины – не в том, как старый хрен умудряется переписываться с жертвой своего прижизненного кобеляжа прямо из могилы. Загадка в корне иная: как эффектная моложавая женщина могла полюбить этакого вот занудного деда (артисту Айронсу сейчас 67, но выглядит он еще старше), да к тому же физика-филистера, лгуна-демагога и назойливого ментора? Ответ один: из режиссера (он же сценарист) скоро посыплется песочек, а он по-прежнему вожделеет молоденьких. Слабость простительная, но едва ли достойная того, чтоб выпячивать ее на всеобщее обозрение.
«Двое во вселенной» (La corrispondenza) (16+). Режиссер: Джузеппе Торнаторе. Италия, 2016