Кино-2016: Фрейдизм и феминизм в гостях у сказки Кэрролла
В прокате – «Алиса в Зазеркалье», еще одна дурная диснеевская адаптация бессмертной бессмыслицы, сочиненной математиком Доджсоном.
Вернувшись из Страны чудес, Алиса (Миа Васиковска) тотчас отправилась в дальнее плавание на корабле своего покойного отца. Вернувшись в родную викторианскую Англию через три года, барышня обнаруживает, что все плохо. Ее морская экспедиция оказалась убыточной, да и Алисина мать – в долгах как в шелках. Тогда девушка, несвоевременно корчащая из себя феминистку, наконец не выдерживает и убегает из постылой реальности в свой любимый Вондерленд, который нынче переименован в Зазеркалье.
За зеркалом тоже сплошной упадок, уныние и депрессуха. Лучший Алисин друг Шляпник (Джонни Депп) почти перестал шизовать, да еще и захандрил не по-детски, поскольку внезапно вспомнил о давным-давно утраченной семье. Будучи не в силах смотреть на страдания мрачного идиота, не могущего вновь стать веселым, Алиса отправляется к самому господину Время (Саша Барон Коэн). Но поскольку Время нипочем не желает поворачиваться вспять, пронырливая Элис похищает у него хроносферу (вид транспорта для путешествий в прошлое). И убеждается, что в былые дни в Зазеркалье было еще более страньше и чудесатее, чем сейчас.
Претенциозный персонаж Время, которого вовсе не было у Кэрролла. Пока что худшая роль Саши Барона Коэна
Этот фильм не мог не появиться, поскольку отмахнуться от запуска сиквела киношки, заработавшей миллиард, – роскошь, которую не может себе позволить ни один из голливудских сверхудачников-толстосумов. Исключение одно – Кэмерон с его «Титаником». Чуть более бесстыдный режиссер давно уж снял бы «Титаник-2» (затея сложная, но едва ли невозможная в принципе). Впрочем, у Кэмерона есть еще «Аватар», сиквелы коего воспоследуют всенепременно.
Вернемся, однако, к «Алисе». То, что викторианский классик Льюис Кэрролл написал две книжки про абсурдные приключения своей любознательной нимфетки, в данном случае не сыграло ни малейшей роли. Обе кэрролловские сказки были вдоль и поперек выпотрошены и препарированы в «Алисе в Стране чудес» шестилетней давности, которую состряпал для «Диснея» бывший кудесник Тим Бертон. Тем не менее уже и в том фильме от всяческой отсебятины-пошлятины было не продохнуть.
Именно эта лента, рискующая остаться в истории худшей постановкой Бертона, стала одной из первых картин, чьи сборы составили мильярд с гаком (уже потом валом повалили все эти «Мстители», «Миньоны» и «Трансформеры», еще более преуспевшие в перебежке через миллиардный Рубикон). И кое-что бертоновское (то бишь готическое, циническое и по-хорошему извращенное) в той первой «Алисе» так-таки присутствовало, пусть в нанодозах. В «Зазеркалье», сделанном уже другим режиссером, не осталось и минимальных крох радости.
Самым удачным героем, как и в прошлой серии, остается умильный котяра-скалозуб
В чем главный трабл данной адаптации? Ясен пень, в «Диснее»; точнее – в штатной сотруднице этой карамельно-сиропной студии. Искомую особу зовут Линда Вулвертон, она писала сценарии к таким слащавым диснеевским опусам, как «Король Лев» и «Мулан», а также к «Малефисенте», недавней шелухе с Анджелиной Джоли. Ангажировать такую авторшу для перекройки изощренного абсурдиста Кэрролла – не то что измывательство, а форменная эксгумация классика с последующим святотатством над его прахом. А когда уже и Бертон не сглаживает этакую некрофилию своей подобающей чертовщиной, становится вовсе невмоготу.
Джонни Депп указан в титрах первым – и, к сожалению, экранное время его персонажа на этот раз действительно велико
Однако в «Зазеркалье» имеется кой-что пострашнее паточного глума над стильным литератором. А именно – отталкивающий доморощенный фрейдизм, замешенный на не менее отвратном феминизме. О’кей, к эмансипационным настроениям в мультяшках и сказочках мы уже привыкшие. Но шарлатанские спекуляции дедушки Фрейда в изложении для детей – это ли не прогрессирующий бред измученных психоанализом взрослых дураков! Ну или отдельно взятой взрослой дуры с феминистской фамилией Вулвертон.
«Алиса в Зазеркалье» (Alice Through the Looking Glass) (12+). Режиссер: Джеймс Бобин. США, 2016