Кино-2016: «Стартрек» как межзвездный «Форсаж»
В прокате – «Стартрек: Бесконечность», 13-я полнометражная картина по мотивам сериала «Звездный путь» (и 3-я после последнего перезапуска франшизы).
У экипажа знаменитого звездолета «Энтерпрайз» по-прежнему все – звездным пучком. Капитан Джеймс Кирк (Крис Пайн) перманентно прикидывается, что он спит и видит, как вернется на Землю, а сам продолжает совершать в космосе чудеса героизма, опровергая формулу «незаменимых людей нет». Его старпом Спок (Закари Куинто), уроженец планеты Вулкан, по-прежнему несколько заземляет бесшабашность главы экипажа и при этом успевает крутить шашни с красивым лейтенантом Ухурой (Зои Салдана).
Не отстают и остальные. Доктор Боунс (Карл Урбан) не очень по-доброму насмешничает над всем, что есть во вселенной. Чуть помягче балагурит инженер Скотти (Саймон Пегг). При таком количестве уникальных личностей на борту «Энтерпрайза» более рядовым ребятам вроде рулевого Сулу (Джон Чо) и навигатора Чехова (Антон Ельчин) воленс-ноленс приходится быть рабочими лошадками. Но когда корабль подвергнется подлой атаке межзвездного злыдня Кролла (Идрис Элба), каждый член экипажа превратится в боевую единицу, ценимую на вес золота.
Впервые став сценаристом «Стартрека», Саймон Пегг тотчас придумал своему герою супервозлюбленную – боевую белокожую инопланетянку Джейлу
В этом году персонажи «Стартрека» отмечают 50-летний юбилей – из действующих сегодня киногероев старше только Джеймс Бонд. Меж тем отношения с большим экраном у «Звездного пути» всегда складывались далеко не так безупречно, как у агента 007.
Первый киношный «Стартрек» вышел в 79-м – на волне массового помешательства на «Звездных войнах» штатовская публика с восторгом схавала и другой полусказочный сайфай. Тем более что он базировался на общеизвестном телесериале (поклонником коего был, кстати, и Жора Лукас).
Но когда тот самый Лукас всерьез и надолго завязал со «Звездными войнами» (а это случилось еще в начале 80-х), публика поостыла и к «Стартреку». Фильмы из этой серии по инерции продолжали выходить каждые два-три года, но франшиза интересовала преимущественно гиков, а за пределами USA от «Звездного пути» тащились совсем уж единицы.
Поклонники лейтенанта Ухуры вправе разобидеться на создателей «Бесконечности»: сцен с их любимицей в этой части – с гулькин клюв
Под занавес нулевых, однако, на стартрековую авансцену выдвинулся хват и рвач Джей Джей Абрамс, таки сумевший выжать из допотопного бренда несколько сотенок миллионов. Оценив маркетинговый талант Абрамса, Лукас заменил себя им в очередном перезапуске SW – и не прогадал (прошлогодние «Стар Ворс» нынче числятся третьим из успешнейших фильмов мироздания – после непотопляемых «Титаника» и «Аватара», естественно).
Посему нынешний и третий в новейшей истории «Стартрек» снимал режиссер «Форсажей» Джастин Лин, что не замедлило сказаться на франшизе. Смену курса в «Бесконечности» можно было просчитать заранее, даже не видя ни единого трейлера. Псевдоинтеллектуальная фантастика обещала сделать поворот на 180 – и обернуться гоночным боевичком про пострелушки на чужой планете. Сие и вышло.
И пусть в таком контенте даже можно разглядеть некоторые удачи (ключевая разборка под стародавний хит группы Beastie Boys «Sabotage», пожалуй, угодит всем зрителям), от «Бесконечности» все равно остается послевкусие, как от какого-нибудь «Форсажа-8» (еще не снятого, но уже словно бы виденного каждым, кто в теме).
Из взаимодействия медицинского циника Боунса с редкостным инопланетным занудой Споком высекается прекрасная юмористическая искра
Делать режиссером «Стартрека» № 13 (3) следовало Эдгара Райта – того, что снял «Зомби по имени Шон» и «Армагеддец». Это было бы более чем логично, ведь в «Бесконечности», как и в названных фильмах, английский талантище Саймон Пегг также выступает в двух ипостасях – актера и сценариста.
Поставь картину Райт, это был бы «Стартречище» – всем «Звездным путям» «Звездный путь». У блеклого же Джастина Лина получился скорее этакий «Стартрекушка»: вроде и ладный – но мелкотравчатый до безобразия.
«Стартрек: Бесконечность» (Star Trek Beyond) (12+). Режиссер: Джастин Лин. США, 2016