Преображение Господне – Яблочный Спас
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется Православной церковью 19 августа (6 августа по старому стилю).
В этот день вспоминают описанное в трех Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки) явление Божественной славы Иисуса Христа: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:1-9) .
На Руси Преображение Господне считали большим и значимым праздником, поскольку к нему приурочивался сбор и освящение первых плодов. Крестьяне называли этот день Яблочным или Вторым (в отличие от Первого – 14 августа) Спасом и говорили: «Пришел Спас – яблочко припас», «Второй Спас яблочком разговляется», «Второй Спас – всему час, все поспевает». До Преображения обычно не употребляли в пищу никаких садовых плодов и овощей, кроме огурцов, а в народе рассказывали, что тому, кто лакомится яблоками раньше положенного срока, на том свете не дадут яблочка. Особенно строго запрет соблюдали в тех семьях, где умирали дети, поскольку считалось, что «душечкам» ребятишек в Спасов день раздают в райском саду сладкие наливные яблочки; а тем детям, чьи родители на земле нарушали запрет, яблок не дают. У украинцев запрет есть фрукты до Преображения объясняли еще и тем, что «до Спаса на яблоне черт сидит, нельзя яблоки рвать, а посвятят яблоки, то он уже с яблок да в воду».
Созревшую «новину» – яблоки, виноград, горох, картофель, репу, а также мед и первые колосья – обычно приносили в церковь для освящения. В конце праздничной литургии священник благословлял эти дары земные, читал над ними молитву и окроплял святой водой, за что прихожане откладывали ему в особые корзины часть снеди. Остальные плоды забирали домой и разговлялись ими, а освященные колосья и семена хозяева бережно сохраняли до будущего сева, чтобы первыми опустить их в землю. Девушки, проглатывая первый кусочек освященного яблока, «загадывали женихов» и приговаривали: «Что загадано – то надумано, что надумано – то сбудется, что сбудется – не минуется». Богатые хозяева не только освящали плоды в церкви, но и устраивали благодарственные молебны в садах, а после организовывали яблочные торги. Бедняков же и малоимущих традиционно угощали яблоками: «На второй Спас и нищий яблочко съест».
Помимо яблок, в Преображение чествовали также горох. С этого времени начинался его массовый сбор, и местами по этому поводу устраивался «Гороховый праздник»: поселяне отправлялись на поля и там угощали друг друга молодыми стручками, поздравляли «с горохом» и распевали «гороховые» песни. В Вологодской губернии после обедни служили молебен на гороховище, после чего все присутствующие разбредались по полю и «разговлялись горохом», не разбирая, где чья полоса.
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний сев озимых, поэтому в старину ко Второму Спасу приурочивали обряд «засевок». Состоял он в том, что священник по просьбе хозяев приходил на поле с иконами, совершал молебен и окроплял вспаханную землю святой водой, а кто-нибудь «из почтеннейших хозяев» бросал на освященные места первые хлебные зерна.
С Преображения, говорили в народе, «земля преображается»: день заметно укорачивается, ночи холодают, а перелетные птицы (стрижи, ласточки, журавли) начинают сбиваться в стаи и откочевывать в теплые края. В народе говорили: «Второй Спас шубу припас», «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас». Во многих местах в Яблочный Спас устраивали «осенины» - первый праздник осени с ярмарками, народными гуляньями и играми. По селам принято было «провожать солнце»: вечером молодежь выходила за околицу, на поля и пригорки, и там ожидала заката, а когда солнечный диск касался горизонта, все запевали:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика да Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж и вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новгородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарные.
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся!