Киноархив-1966: Омерзительная троица на кладбище сокровищ
50 лет назад вышел фильм «Хороший, плохой, злой» – пожалуй, наилучшая картина о Диком Западе из когда-либо снятых.
«ХПЗ» – главный вестерн в истории, и никакое презрительно присовокупляемое «спагетти» ничего не меняет. Чуть ли не единственный трехчасовой фильм, окончания которого не ждешь как манны небесной, который и в пятидесятый раз смотрится на одном дыхании… Пора бы и остановиться, ну да эту картину все одно никаким пафосом не испортишь.
Всякая война искони сулила одиноким гулякам-бессребреникам златые горы. Не была исключением и полуторавековой давности Гражданская война в США. Пока вся Америка в очередной раз отстаивает очередные представления о справедливости, три замечательно циничных – и только отчасти разнохарактерных – авантюриста спешно ищут клад: кто быстрей. Однако друг без друга они как без рук: один знает, на каком кладбище зарыто сокровище, другой – в какой могиле. Третий – просто виртуоз подлости: до последнего будет на два шага позади, но с револьвером в решающий момент выскочит раньше всех.
Хороший (Клинт Иствуд), Плохой (Ли Ван Клиф) и Злой (Илай Уоллак), как и зритель, с самого начала знают, чем все кончится, – классической мексиканской дуэлью возле сундука мертвеца; сначала медленные па, потом прищур, рывок: кто быстрей. Место встречи изменить нельзя – сходимся у раскопанной могилы. Ставка – больше чем жизнь: золото.
На фоне «долларовой трилогии» вообще и «ХПЗ» в особенности несколько померкли даже классические фронтирные фильмы Джона Форда с Джоном Уэйном
Кинофильм «Хороший, плохой, злой» окончательно дал понять всем, имеющим глаза, что лучший режиссер на свете – Серджо Леоне (в том же смысле, в каком лучший комедийный постановщик планеты – Леонид Гайдай). Ибо леоневская «долларовая трилогия», в которую, помимо «ХПЗ», вошли также ленты «За пригоршню долларов» (1964) и «На несколько долларов больше» (1965), угодила, кажется, каждому кинозрителю земшара. А кому не угодила, тот, должно быть, или притворяется, или завидует.
Никакая картина не напрашивается на звание «главного вестерна в истории» так сильно, как «Хороший, плохой, злой». А еще это первейший из мужских фильмов вообще. И образец киноискусства – леоневским колориту, монтажу, визуальности, ритму, юмору следует учиться и учиться всякому, кто берет в руки камеру. Плюс ко всему перед нами именно такое кино, которое в принципе не способно надоесть мировому зрителю, как русскому зрителю не может наскучить «Бриллиантовая рука».
Можно не сомневаться: «Хороший, плохой, злой» останется с человечеством до Армагеддона, а первой мелодией, возникающей в голове при любой мысли о Диком Западе, навек обречена быть погудка Морриконе из этой картины. Не верь, не бойся, не проси: помни о прерии, она всегда с тобой, когда ты слушаешь синьора Эннио.
Главная музтема фильма построена на засемплированном вое койота – американского мини-волка, в качестве «символа Дикого Запада» способного составить конкуренцию самому Клинту Иствуду
Надо сказать, что уже одна только величественность здешнего изображения, воздвигнутая постоянным леоневским оператором Тонино Делли Колли, даже без всякого звука в состоянии вызвать у здорового человека что-то вроде синдрома Стендаля.
Морриконенский же саундтрек к «ХПЗ» давно живет своей жизнью: известно, что ни к чьим другим картинам плодовитейший кинокомпозитор двадцатого века не написал столь же божественной музыки, как к постановкам своего школьного друга Серджо. Если в третий раз за эту заметку вспомнить Гайдая, то можно сказать, что фильмы Леоне неотделимы от партитур Морриконе совершенно в той же степени, что и гайдаевские комедии от оркестровок Александра Зацепина.
«Хороший, плохой, злой» (Il buono, il brutto, il cattivo). Режиссер: Серджо Леоне. Италия, Испания, 1966