Кино-2016: Есть ли Борн вне трилогии Ладлэма?
В прокате – «Джейсон Борн», четвертая – после «Идентификации», «Превосходства» и «Ультиматума» – часть боевой урбанистической саги о забывчивом шпионе в исполнении Мэтта Деймона.
Как небезызвестный Джейсон в «Механике» (теперь уже дилогии), так и другой Джейсон в «Борне» (теперь уже тетралогии) давно возлюбили прибегать к фальшивому самоустранению, дабы оставлять в дураках супостатов, алчущих нехорошего всем истинно крутым и отважным парням. Итак, в предыдущей киношке про еще одного Джей-Би – «Ультиматуме Борна» – протагонист успешно притворился мертвым, а сам, как давеча выяснилось, перебазировался в «третий мир»: участвовать там в боях без правил и предаваться прочим радостям жизни.
Но вот он вновь нечаянно оказывается в поле зрения ЦРУ – и сызнова зачинается знакомая по трем предыдущим фильмам суета сует. Строгая цыпа из Управления (Алисия Викандер) подумывает заново завербовать Борна на службу. Нехороший церэушный директор (Томми Ли Джонс) на словах соглашается с подчиненной, а на деле дает одному злобному снайперу (Венсан Кассель) команду убить и ее, и Борна. Но Джейсон, как обычно, не дается – и, как обычно же, ни минуты не остается в покое, словно его тезка Стэтем в картине «Адреналин».
Томми Ли Джонс почти одновременно появился на наших экранах в двух идентичных ролях – антагонистов Джейсона Стэтема и Джейсона Борна
Совсем зарапортовался Борн. Как и основные его киносоздатели – однообразный актер Деймон и режиссер Гринграсс, обладающий собственным, но тоже донельзя монотонным почерком. В этом их новейшем «Джейсоне Борне» вроде бы все по-старому, в русле предыдущих стрелялок-бродилок по Ладлэму, – а в техническом плане, может, даже и повыше. Но чисто сюжетно это такая уже каша, что и самому вдумчивому зрителю не расхлебать ее ни с пивом, ни с пол-литрой, ни с чем покрепче.
Тому были причины. Все-таки предыдущая экранизация ладлэмовского триллера – помянутый «Ультиматум Борна» – случилась девять лет назад. А «Джейсон» этот – и не экранизация вовсе: Роберт Ладлэм, будучи еще живым, недоучел голливудских интересов и ограничился лишь трилогией о Борне. А мог бы и поучиться у старшего товарища Флеминга – уж его-то бондовских сюжетов киношникам хватило на десятилетия.
Ну а кто здесь дерзнул заменить большого шпионского писателя? Режиссер Гринграсс и его постоянный, представьте себе, монтажер. Вот и намонтировали они нам тут такой околесицы, что Ладлэм бы расплакался. Логики – ноль, связности – мизер, диалоги – в стилистике не робота даже, а какого-то совсем сивого мерина. Ну да зато движуха налицо, так что хоть в сон особо не вгоняет.
Поседев, Кассель еще более стал соответствовать своему привычному амплуа редкостного злыдня
Впрочем, на какие-то сказочные горы экшена тоже не рассчитывайте – Борн в этом смысле всегда уступал Бонду. Но раньше недостача зрелищности компенсировалась как минимум зачатками интеллектуальности. Нынче последнюю заменяет имитация беспрестанного действия.
Честным зубодробительным драйвом, по сути, могут похвалиться только две сцены: сравнительно лихие мотоциклетные покатушки в первой четверти фильма и яростная автопогоня – в последней.
Во все остальное время Борн бодро ходит по улице под ритмичную музыку – один и без охраны, но, как правило, в толпе. Поэтому снайперы остерегаются палить по Джейсону с крыш и пытаются подкрасться к нему на тех же оживленных улицах. А это, как мы знаем, чревато. Борн с неправдоподобной бойкостью нокаутирует шпионов-гадюкиных, так что зрители и моргнуть не успевают. И еще быстрее шагает дальше – в ожидании следующего атакующего выползня.
Викандер – уже третья «борн-герл» во франшизе. Скоро Джейсон догонит Бонда
Отчего так скудно? Да ведь бюджет-то у фильма каков – жалкие 120 миллионов. По нынешним временам это такой пшик, что даже звездам, наверное, были урезаны ихние заоблачные гонорары. А звезд здесь эвон сколько: от матерого сухаря Джонса до шведской милахи Викандер, лишь в прошлом году полюбившейся широким массам.
Не забудем и про лихорадочный «репортерский» метод съемки. Но уж от него-то широкие массы давно шарахаются, как от огня, так что и тут Нью-Борн бьет мимо цели.
«Джейсон Борн» (Jason Bourne) (16+). Режиссер: Пол Гринграсс. США, 2016