Кино-2016: Злоключения «речного» летчика
В прокате – «Чудо на Гудзоне», фильм Клинта Иствуда с Томом Хэнксом в роли реального пилота, семь лет назад удачно совершившего аварийную посадку на воду.
15 января 2009 года из Нью-Йорка в Сиэтл вылетел пассажирский авиалайнер Airbus A320. Через 90 секунд после взлета с ним столкнулась стая диких гусей. Птицы набились в оба двигателя, чем вывели их из строя. Командир Чесли Салленбергер по прозвищу Салли (Том Хэнкс) попробовал было дотянуть обратно до аэропорта, но в итоге решил не рисковать и предпочел приводниться на Гудзон. Все 155 человек, находившиеся на борту, выжили.
Страна моментально начинает славить Салли на весь свет, но это не смущает летную комиссию, расследующую происшедшее. Ее члены настроены скептически и выражают уверенность в том, что не было никакой необходимости сажать самолет на реку и тем подвергать пассажиров чрезмерной опасности. Выводы комиссии могут поставить крест и на репутации, и на карьере Салли. Суперпилот не сомневается в своей правоте, но выйдет ли он и в этой ситуации сухим из воды? Одно он знает точно: хуже гусей могут быть только бюрократы.
Сначала капитан Филлипс, теперь капитан Салленбергер… Этак Хэнкс и до капитана Врунгеля доберется
Том Хэнкс в последнее время только и знает, что играть реальные истории из жизни реальных людей. То переоденется Том в Уолта Диснея, то притворится капитаном Филлипсом, то нацепит костюмчик добренького адвоката, защищавшего советского шпиона Абеля. И все это, заметьте, положительно прекрасные люди, образцовые даже (ну разве что кроме мистера Диснея, который был далеко не ангелом), – других ролей Хэнксу почти не предлагают.
Режиссер Клинт Иствуд тоже увлекается постановкой всяческих байопиков, доку-фикшнов и прочих «тру сторис». Так что даже удивительно, как это они с Хэнксом доселе еще не удосужились поработать вместе.
Что ж, на роль Салленбергера Хэнкс подходил идеально – и по возрасту, и по своему ореолу рядового героя, славного американского малого. Никому из современных голливудцев сей ореол не присущ в столь же высокой степени, как Тому, то есть артист, можно сказать, был заведомо обречен сыграть Салли. Чисто внешне получился этакий Якубович, только естественный и всецело к себе располагающий – не чета нашему.
«Чудо» можно назвать производственной драмой, выполненной почти в традициях соцреализма. Даже «Экипаж» Александра Митты был более голливудским
А сама история, конечно, проста как два пальца. С момента взлета до успешного спасения всех потерпевших прошло 24 минуты – летчики, диспетчеры, спасатели проявили похвальную оперативность, но от привычных голливудских масштабов такой слаженный расклад, прямо скажем, далек. Это почти то же самое, что полнометражно экранизировать довлатовский анекдот про летчика Веселова: «Самолеты падают… Гибнут люди… Ласточки попадают в сопла… Глохнут моторы…». Здесь даже все проще: мгновенная катастрофа, мгновенное счастливое спасение – и тотчас хеппи-энд.
Тут-то создателям и понадобились дотошные кабинетные крысы, не верящие ни в чудеса, ни в героизм, ни в бескорыстие героев. И кульминацией ленты, согласно всем канонам, должно было стать именно занудное заседание авиационной комиссии, которая будет долго мучить Хэнкса (его во всех фильмах мучают: таков уж крест всякого праведника), но в конце концов вынужденно признает его полную невиновность.
По степени зрительской вовлеченности кульминационную сцену «Чуда» можно сравнить с завораживающим финалом «Прогулки» Земекиса
Хвала мудрому старцу Иствуду, что катастрофу во всех подробностях тот воспроизвел под самый занавес. Не придерешься и к тому, как логично был обставлен данный ход: комиссия включила аудиозапись, зафиксировавшую роковые минуты полета; герой Хэнкса закрыл глаза – и вновь вспомнил все, что твой Шварценеггер.
Увидели наконец и мы то, о чем было столько разговоров в предыдущий час с четвертью. Увидели – и поразились: до чего здорово снято. Ну да от Иствуда другого и не ожидалось – вспомните хотя бы потрясающую сцену с цунами из его же «Потустороннего».
Короче, фильм стоящий. Может, не чудо какой хороший, но более чем приличный. И уж точно он лучше всех предыдущих байопиков с Хэнксом.
«Чудо на Гудзоне» (Sully) (16+). Режиссер: Клинт Иствуд. США, 2016