Кино-2016: Это он – Эдичка!
В прокате – «Сноуден», апологетическая биография разоблачителя пиндосовской внутренней разведки, ныне, как известно, обретающегося в России.
Лет до двадцати пяти Эдвард Сноуден (Джозеф Гордон-Левитт) был американским патриотом самого консервативного склада. Голосовал за республиканцев. Поддерживал свободную продажу оружия. Одобрял войну в Ираке (и сам мечтал в ней поучаствовать, но физические данные подвели). В общем, по всем этим причинам молодой человек и отправился устраиваться в ЦРУ. Приняли сразу – с вердиктом: «Разведке нужны мозги». А мозги у Сноудена работали как надо, хотя и не всегда в угодном начальству направлении. На беду свою, сноуденовское начальство осознало это слишком поздно.
Переворот в мировоззрении Эдварда случился не сразу, но формировался вполне последовательно. Еще на заре своей церэушной карьеры Эд закрутил роман с милахой Линдсей (Шейлин Вудли) – завзятой либералкой, и под ее влиянием даже стал без особого раздражения смотреть на Обаму. А тут и на работе открываются жуткие вещи: оказывается, ЦРУ и АНБ, с ведома президентской администрации, следят за всеми американскими гражданами, что твой Большой Брат из Оруэлла. Сноуденовское негодование по этому поводу растет с каждым днем, и в конце концов айтишник решает раззвонить на весь свет о том, какая гадость эта ваша американская госбезопасность…
Ай, Сноуден! знать, он силен, что лает на Госдеп!
Мастер политического киновысказывания Оливер Стоун славится своими резко оппозиционными взглядами в отношении политики родных Соединенных Штатов. Из этих смелых мнений, жестких суждений, радикальных воззрений и сложены почти все его фильмы – документальные и художественные.
И о Сноудене Стоуну, конечно, надлежало снять документальную ленту. То был бы очень логичный шаг для Оливера после его прекрасного опуса во славу Фиделя Кастро, фильма-интервью с южноамериканскими лидерами левой ориентации и разоблачительного телесериала «Нерассказанная история США».
Но Стоун опоздал: исчерпывающий киношный нон-фикшн о Сноудене сняла Лора Пойтрас – та самая дама (здесь ее играет Мелисса Лео), через камеру которой беглый церэушник впервые поведал миру о страшных спецслужбистских секретах. Пойтрасовская полнометражка «Citizenfour» вышла в 2014-м, вскоре получила «Оскара» – и большинство посмотревших ее сошлось во мнении, что для кинематографа тема Сноудена теперь закрыта как минимум на ближайшую десятилетку.
Когда актрисуля Вудли появляется не в «Дивергенте», а в сколько-нибудь более умном кино, это почему-то всегда умиляет
Стоун с этим не согласился – что ж, ему, живому классику-мастодонту, конечно, виднее. Так уважительно думалось и мнилось до самой премьеры «Сноудена», а теперь уже приходится с горечью констатировать: чего-то Оливер не того – маху опять дал. Заметим в скобках: который уж раз в текущем веке.
Начнем с того, что стоуновский «Сноуден» выглядит чуть ли не ремейком помянутой документалки «Citizenfour». Оно понятно, что у художественного кино будет всяко больше зрителей – но для знатока подобный ход уже выглядит моветоном. Свою голову на плечах надо иметь, гражданин Стоун, тем паче в вашем возрасте и с вашими-то заслугами. Уж простите, конечно, нам, насмотренным реципиентам, такое амикошонство.
Массу претензий можно предъявить к «Сноудену» в плане как содержания, так и формы. По первому пункту вообще швах: здесь, например, даже нет решительно никакой инсайдерской информации – присутствует лишь аккурат то, что было жевано-пережевано и западными, и нашими СМИ. А если герои просто разговаривают друг с другом, то не иначе как жуткими штампами: «Тут за деревьями не видно леса»; «Чем выше заберешься, тем, видишь ли, больнее падать», etc.
Когда был Сноуден маленький, он мечтал стать спецназовцем. А получилось все строго наоборот
По форме все тоже очень банально: многие посредственные шпионские триллеры времен холодной войны и то были сняты более изобретательно. Но под занавес этой рецензии давайте отвесим-таки могутному старцу Оливеру скромный реверанс – его «Сноудена», как бы то ни было, довольно интересно смотреть. Все ясно заранее, а поди ж ты – смотрится; такова была и прошлогодняя «Прогулка» с тем же Гордон-Левиттом.
«Сноуден» (Snowden) (12+). Режиссер: Оливер Стоун. США, Германия, Франция, 2016