Киноархив-1983: Беспредел в советской школе. Орбакайте в роли жертвы
33 года назад был снят фильм «Чучело», девятая и последняя режиссерская работа Ролана Быкова, которая по сей день способна шокировать и поражать. В 80-х появилось немало киношных историй о детской жестокости, но, кажется, только этой картины нисколько не коснулось время. «Чучело» снималось в другой стране для совершенно иного общества, но эта лента по-прежнему актуальна и свежа, трогательна в своем моральном посыле и безжалостна в своем реализме.
В провинциальный городок к милейшему дедушке (Юрий Никулин) переезжает внучка Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). По всему видно, что в свои двенадцать эта девочка привыкла идти по жизни смеясь: невероятная наивность Лены вкупе с некоторой ее экзальтированностью тому только порукой. Все, однако, изменится в ту же секунду, когда Лена войдет в свой новый класс. Бессольцеву дружно обдадут презрением, обсмеют ее из-за родства с неказистым стариканом да лениво нарекут Чучелом – за рот-до-ушей-хоть-завязочки-пришей. На беду свою, Лена не отнесется к такому приему с должной серьезностью.
Кто мог ожидать от юной и, скорее всего, беззаботной Орбакайте, которой мама уже тогда прочила участь модной эстрадной дивы, столь яркой игры на почве столь сложного материала?
В 1985-м произошло неслыханное – на экраны страны вышел два года пролежавший на полке фильм «Чучело», в котором юные пионеры выглядели не верными ленинцами, но «детками из клетки», чтобы не сказать: сущим зверьем. Двенадцатилетнее зверье сплотилось в единое стадо, дабы в буквальном смысле растоптать случайно попавшуюся им на дороге белую ворону с ангельскими крыльями. Не менее шокирующим выглядел тот факт, что снял эту фраппирующую историю всеобщий любимец Ролан Быков – великолепный актер, который в качестве режиссера доселе ставил в основном невиннейшие детские комедии.
Как часто бывало с наиболее неоднозначными советскими фильмами, замысел «Чучела» казался далеко не таким ошеломляющим, каким вышел результат. Исходная повесть Владимира Железникова преспокойно печаталась в журнале «Пионер» – и не было никому никакого дела, что писатель в ней приоткрывал завесу над истинными, не блаженно приглаженными, не выдуманными, взаимоотношениями в школьной среде. А как только вышла картина Быкова, ретроградная общественность засуетилась, забеспокоилась, схватилась за валерьянку и валидол. Ибо до «Чучела» самое массовое искусство ничего подобного про «нашу замечательную молодежь» не демонстрировало – судя по школьным мелодрамам вроде «Вам и не снилось» или «В моей смерти прошу винить Клаву К.», максимальной бедой, могущей приключиться с советским подростком, была несчастная любовь.
Добро бы только лишь несчастной любовью завершилась для Лены Бессольцевой ее затяжная поездка к дедушке. Увы, юной советской христианке (не по вере, но по образу мыслей) суждено было увериться в собственном «чучельстве» и, видимо, навсегда распрощаться с доверием к человечеству. Оказалось, что милый, скромный, тихий городишко (как, вероятно, и сотни его собратьев по всему Советскому Союзу) прячет за своим уютным фасадом форменные «ужасы нашего городка». Здесь школьники продают собак на живодерню, презрительно потешаются над одинокими фронтовиками, ненавидят свое окружение, жаждут «свалить в Москву», чтоб нажить там миллионы, и даже способны в кровь запинать собственную одноклассницу.
«Чучело» стал едва ли не первым появившимся на киноэкранах фильмом, недвусмысленно указывающим, что не все ладно в датском королевстве. В смысле – в советском государстве на его закате. Апофеозом изображения того мрака, который царил в Стране Советов в последние застойные годы, стал страшнейший фильм Балабанова «Груз 200» (2007). Начал Быков – Балабанов закончил: у обоих вышли шедевры. А о том, что было снято на эту тему в перестройку, смело можно забыть. Да уж и позабыли.
Лена Бессольцева – своего рода детский вариант князя Мышкина: чтобы достойно сыграть такое, надо быть малолетним Смоктуновским в юбке. Каковым, видно, и была в ту пору Кристина Орбакайте
Но «Чучело» едва ли состоялось бы без своего уникального актерского дуэта – суперзвездный клоун и дочка суперзвездной певицы безукоризненно разыграли душераздирающую драму Железникова под точнейшим дирижерством Ролана Быкова. Последний как раз и исполнил в «Чучеле» эпизодическую роль военного дирижера.
«Чучело». Режиссер: Ролан Быков. СССР, 1983