Киноархив-1991: Я шагаю по Израилю (а хочу в Грузию)
25 лет назад вышел фильм «Паспорт» – заключительная и наименее известная часть своеобразной грузинской трилогии Георгия Данелии (первые две части – «Не горюй!» и «Мимино»). Но главное, что это отличная перестроечная комедия (точнее, трагикомедия, коронный данелиевский жанр) – редчайший образец для 1991 года. Грусти здесь тоже хватает, но уж пошлости нет ни на грош. Как и какой-либо «закатной рязановщины» или «поздней михалковщины».
Грузинский дирижер Яков Папашвили (Жерар Дармон) обладал примерно такими же этническими корнями, как писатель Довлатов. То есть был наполовину кавказцем, а на другую половину – евреем. Вот и решил, поддавшись позднесоветской моде, эмигрировать в Израиль. Приехал в аэропорт с ершистой женой (Наталья Гундарева) и непутевым братом-близнецом Мерабом (тоже Жерар Дармон). Последний сильно желал достойно проводить родственника и развернул по этому поводу шумную деятельность, в результате которой нечаянно улетел с братниным паспортом в Тель-Авив. Возвращение Мераба на родину, мягко говоря, затянется.
Скрепя сердце Данелия отказался от Кикабидзе и нашел-таки подходящую французскую физиономию в лице Дармона. А кабы не нашел, не было бы и фильма
«Паспорт» – еще один отличный фильм великолепного Георгия Данелии, двенадцатый и последний, снятый им при советской власти. Но, пожалуй, самое удивительное, что это всего лишь третья (и в этом отношении тоже последняя) его картина «грузинской» тематики. Нечего и говорить, в смысле обрусения до уроженца Тбилиси Г. Н. Данелии было далеко даже самому И. В. Сталину.
Данелия славен тем, что вывел на экран отменные образцы чисто русских характеров – метростроевца Колю (Михалков в «Я шагаю по Москве»), сантехника Афоню (Куравлев в одноименном фильме), переводчика Бузыкина (Басилашвили в «Осеннем марафоне»). Плюс ко всему практически в каждом его фильме снимался супернародный и архирусский артист Евгений Леонов.
Но время от времени режиссера словно бы одолевал зов предков, горячая кавказская кровь брала свое – и Данелия снимал лучшие на свете фильмы про грузинский характер. В шестидесятых это была пронзительная киноповесть «Не горюй!», в семидесятых – всеми любимая «печальная комедия» «Мимино». В обеих играл Вахтанг Кикабидзе – общесоветское лицо поэтического грузинского кинематографа и задушевной кавказской эстрады.
Культовый Буба должен был сниматься и в «Паспорте», но заартачились французы, без чьих денег фильм бы вовсе не состоялся. Пришлось взять на роль малоизвестного, но зато весьма убедительного в роли грузина Жерара Дармона. Лягушатники, к счастью, не настаивали, чтоб Данелия снимал непременно Жерара Депардье или еще какого-нибудь суперзвездного увальня.
Дармон недурен, но, конечно, больше всего подкупают в «Паспорте» отменные актерские работы Джигарханяна, Гундаревой и Янковского
На всем остальном, кроме участия мосье Дармона, французское продюсирование не сказалось: «Паспорт» – стопроцентно данелиевское кино. Ни на какие режиссерские или сценарные компромиссы режиссеру идти не пришлось. Над постановкой работали привычные советские суперпрофессионалы, постоянно сотрудничающие с Данелией, – сценарист Резо Габриадзе, оператор Вадим Юсов, композитор Гия Канчели. Их совместные усилия сложились точно таким же безукоризненным образом, как во времена «Не горюй!» и «Мимино». В итоге эти три ленты допустимо назвать своеобразным «грузинским триптихом» блистательного русско-кавказского мастера.
Конечно, в «Паспорте» чувствуется определенная «перестроечность», режиссерское желание соответствовать духу времени. Но кинематографисты такого запредельного уровня обычно преуспевают даже в подобных сомнительных начинаниях. «Паспорт» – убедительное тому доказательство. Спустя четверть века фильм не потускнел, не стал скучнее, хуже. Он вовсе не воспринимается как мрачная весточка из тех времен, когда страна и отечественное искусство пребывали в глубоком кризисе. В год, когда Рязанов снимал угнетающие «Небеса обетованные», а Михалкову впервые серьезно изменил вкус в его опусе «Урга», Данелия выдал еще один свой безусловный шедевр. В девяностых подобные картины были на вес золота – тем ценнее их место в истории и сознании современного ценителя киноискусства.
«Паспорт». Режиссер: Георгий Данелия. СССР, Франция, 1991