Кино-2017: Разбей свой смартфон – и живи спокойно!
В прокате – «Идеальные незнакомцы», выдающаяся итальянская трагикомедия о том хаосе, который начнется, если все залезут в мобильные телефоны друг друга.
Семь старых друзей – три семейные пары плюс одинокий толстяк – собираются в очередной раз вместе отужинать. За столом кто-то рассказывает анекдотическую историйку из жизни общих знакомых: мужу пришла от любовницы эсэмэска, жена ее случайно прочитала – и вот теперь несчастные разводятся.
И надо же было кому-то из наших героев ляпнуть, что это, мол, пустяки, дело житейское, один случай на миллион, какие могут быть друг от друга секреты у нормальных людей… Тут все, понятно, с фальшивыми улыбками забормотали: конечно, конечно, кристальная честность превыше всего. Скрывать содержимое своего телефона – фи, какая ерунда, кому это вообще может быть нужно?
Словом, словно под влиянием злых сил друзья продолжали подливать масла в огонь в таком духе – и доболтались до того, что условились немедля выложить на стол свои телефоны. Дескать, давайте играть: кто бы кому ни позвонил или ни написал – все надлежит зачитывать вслух или же разговаривать по громкой связи. Ни у кого из собравшихся за столом «самоубийц» не хватает духу что-нибудь возразить против безумной затеи – и невинно начавшийся ужин тотчас начинает катиться в сторону тотальной катастрофы, когда все разлаятся со всеми и, возможно, уже навсегда.
«Какая-то вы неидеальная», как в «Большой перемене» выговаривал кому-то правильный герой Ролана Быкова. Что он сказал бы об итальянских «незнакомцах», страшно и представить
Закат итальянского кинематографа случился лет тридцать назад; не диво, что когда сегодня появляется хоть сколько-нибудь сносное кино, произведенное на той частице земшара, которая живо напоминает сапог, – то всемирная прогрессивная общественность дружно поднимает на щит такую картину.
Но «Идеальные незнакомцы» – не совсем такой случай; это камерный, однако очень «зрительский» фильм, который на родине в одночасье стал кассовым хитом. И уже сразу в двух странах (во Франции и, конечно, в Штатах) заговорили о ремейках, адаптированных к местным реалиям.
Хотя адаптировать тут нечего: достаточно дословно перевести сценарий на нужный язык, поменять имена героев – и пригласить хороших туземных актеров. Все, хит готов – рецепт прост как в аптеке.
Сценарий фильма можно было бы назвать филигранным, кабы только не парочка драматургических подтасовок по мелочам
Разгадка – в элементарном, но беспроигрышном сюжете, нащупанном создателями. Мобильные средства связи – главный фетиш нынешнего человека. Давно замечено, что подлинной катастрофой для современного сапиенса может стать утрата не навороченного телефона даже, а грошовой сим-карты (которую люди подчас берегут как зеницу ока, ведь на ней «записана вся жизнь»). Но отчего-то мало кому приходит в голову, что потерять все свои данные – намного меньшая потеря, нежели внезапно их обнародовать. Вот он где, всюду нас сопровождающий и якобы плотно закупоренный в бутылке зловещий джинн, который на деле может быть выпущен в любую минуту: жуть берет, как подумаешь о подобной перспективе.
Как говорил Дж. Б. Пристли, «не будите спящую собаку». Но пьесы «Опасный поворот» герои «Идеальных незнакомцев», видимо, не читали. И, уж конечно, не смотрели образцовую ее экранизацию, в 1972 году поставленную Владимиром Басовым. Режиссер «Незнакомцев» Паоло Дженовезе тоже, наверное, не знает то кино, однако, несомненно, читал или же видел на театре пьесу Пристли, влияние коей в его картине очевидно.
Впрочем, у английского классика речь шла о таких мохнатых годах, когда еще по телефону дозванивались через «барышню». Новаторство Дженовезе именно в тотальном «отелефонивании» вечно актуальных для человечества «шкафных скелетов». Идеальным зрителем «Идеальных незнакомцев» окажется тот, кто после сеанса выкинет свой мобильник. Или по крайней мере хорошенько подумает над возможностью совершить таковое действие.
Кроме «Опасного поворота», «Незнакомцы» заставляют вспомнить такие замечательные фильмы, как «12 разгневанных мужчин», «Премия», «Гараж». А из недавних европейских – «Резня» и «Имя»
И еще один занятный нюанс. «Незнакомцев» повсеместно аттестуют как обычную еврокомедию, что изрядно дезориентирует потенциального зрителя. В действительности же это типичная «комедия по-итальянски» – жанр, в котором отчаяния, злости и сарказма завсегда было больше, чем собственно смеха.
«Идеальные незнакомцы» (Perfetti sconosciuti) (16+). Режиссер: Паоло Дженовезе. Италия, 2016