Кино-2017: Фантомас без маски. 23 чела в одном – и все не в себе
В прокате – «Сплит», хитовый триллер голливудского шамана Шьямалана про раздвоение личности, пробуждение зверя и похищенных школьниц.
Три старшеклассницы сели в авто, а за водительским креслом оказался не папа одной из них, а какой-то бритоголовый очкарик (Джеймс МакЭвой). Опомниться и с визгом покинуть тачку девчонки не успели – незваный гость в секунду усыпил их всех аэрозолем.
Очнулись пленницы уже в подвале – две стали хныкать и суетиться, а третья по имени Кейси (Аня Тейлор-Джой), наоборот, предельно сконцентрировалась. И правильно сделала, поелику похититель оказался оригиналом – его сознание, видите ли, расщеплено ажно на 23 отдельных личности. Мольбами, угрозами, обещаниями, даже отчаянным сопротивлением такого не проймешь. Зато есть шанс победить его умом. На что и нацеливается смышленая и кой-чего повидавшая в жизни барышня Кейси.
Личность № 1: дядя самых строгих правил.
М. Найт Шьямалан – самый известный режиссер-индус, прописавшийся в Голливуде, – нынче переживает свое второе рождение как художник. За его стремительным взлетом на рубеже веков, когда постановщик последовательно разрядил обойму триллеров-хитов (от «Шестого чувства» до «Таинственного леса»), настала фаза затянувшегося кризиса. Венцом оного явился претенциозный, но де-факто ничтожный блокбастер с Уиллом Смитом «После нашей эры» (2013), закономерно провалившийся в прокате.
Уже через два года, впрочем, Шьямалан блистательно выправил свою репутацию, когда снял камерный ужастик «Визит», при полном отсутствии спецэффектов и звезд не на шутку впечатливший охочую до действенных страшилок публику. Мировые сборы «Визита» двадцатикратно превзошли его бюджет.
Картина «Сплит» (наши прокатчики, как это нередко с ними бывает, сочли нелепую транслитерацию более интригующим ходом, чем по-человечески перевести название словом «Расщепление») снискала еще больший успех. Средний зритель от «Сплита» в полном восторге – а вот ценители огорчены: Шьямалан опять начал портиться. И, вероятнее всего, портиться продолжит, коль скоро режиссером оказался счастливо проложен именно такой путь к сердцу современного зрителя.
Личность № 2: жеманный дурачок, мнящий себя модельером.
Современный зритель – он ведь известно что любит: комиксы, мистицизм, психоанализ и прочую чепуху да требуху. Всего этого добра (чтобы не выразиться грубее) в «Сплите» – вагон и немаленькая тележка. И ко всем названным материям Шьямалан уже обращался. Но «Сплит» – это, как сейчас говорят, комбо. Словно не только герой, но и режиссер расщепился на 23 неполноценных личины, дабы наверняка угодить всем и каждому. И надобно признаться: шельмецу это, кажется, вполне удалось.
Взять хотя бы того же меня. МакЭвой мне – никак: пугает, но нестрашно; кривляется, но несмешно; играет – ан неубедительно. Но на другом полюсе фильма находится милейшая юница Аня Тейлор-Джой, обратившая на себя внимание еще в недавнем отменном хорроре «Ведьма». И тут уже злобный критик во мне затухает – и на авансцену сознания выходит мое благодушнейшее альтер эго: льстивый добряк с блаженной голливудской улыбкой.
Впрочем, этот легкий дурман тотчас развеивается, стоит только вспомнить о ранних работах Шьямалана. Например, о «Таинственном лесе», где другая замечательная актриса (Брайс Даллас Говард) была помещена еще и в столь же замечательный антураж – не только декорационный, но и смысловой.
Личность № 3: маленький слабоумный мальчик. Большинство оставшихся двадцати личностей на экране так и не появятся.
В «Сплите» ж и со смыслом как-то не айс. Шьямалан намешал в свою шулерскую кашу ингредиенты, заимствованные у других поваров (от Хичкока с его «Психозом» до Карпентера с его «Палатой»), и даже не привнес ничего от себя. Зритель-неофит, для которого «Сплит» окажется одним из первых просмотренных сайкотриллеров, будет впечатлен, а то и восхищен рассказываемой здесь историйкой. Но теми, кто знаком хоть с одним из источников шьямалановского вдохновения («Идентификацией», скажем, или прошлогодним «Кловерфилд, 10»), уже к середине фильма овладеет превеликий скепсис.
«Сплит» (Split) (16+). Режиссер: М. Найт Шьямалан. США, 2016