Кино-2017: Классный Пушкин в клевом лицее
В прокате – школьная комедия «Спасти Пушкина», в которой небезызвестный Александр Сергеевич попал в наши дни – «и все заверте…».
Учащиеся московского лицея готовились к юбилею Пушкина. Один школяр приволок настоящий брегет Александра Сергеевича – ученик келейно позаимствовал его у своего дедушки-пушкиниста (Игорь Ясулович). Неразумная школота начинает резвиться с прикольными допотопными часами на цепочке, те летят через весь класс – и попадают Пушкину аккурат в лобешник. Пока еще только в тот, который намалеван на портрете поэта.
Однако в ту же секунду два лицеиста переносятся на 180 лет назад – и оказываются у Черной речки 27 января 1837 года. Через минуту подростки возвращаются в родное учебное заведение – но уже вместе с Пушкиным (Константин Крюков). Случайно вышло – они этого не хотели.
«Спасти Пушкина» – это как «Убить Гитлера». Хотя Тарантино ни за что не назвал бы так свой фильм: замызганный Адольф, чай, не вымышленный Билл.
Уже буквально через час соответствие пришельца из прошлого подлинному Пушкину доказывается путем генетического теста. Москва – в восторге. Особенно радуется придурковатый директор лицея (Юрий Гальцев), где все случилось. А один грязный бизнесмен (Сергей Рост) с помощью шантажа принуждает Пушкина написать собственной рукой несколько стихотворений: столь бесценные оригиналы на аукционе пойдут втридорога. А чтобы больше никто не воспользовался этой замечательной идеей, бизнесмен нанимает киллера, дабы тот убил Пушкина.
Стало быть, одни (в лице такой шушеры, как бизнесмен и киллер) хотят убить Пушкина. Другие (нерадивые, но не чуждые гуманности тинейджеры) – спасти Пушкина. Угадайте с трех раз, кто из них добьется своего? Впрочем, и так отвечу: победа, понятно, будет за нами. И за Нашим Всем – поэтом-невольником-чести, асом из асов, самым человечным человечком.
Булгаков, Гайдай и их «Иван Васильевич» в тексте рецензии не упоминаются сознательно. Гениальные творения не след сопоставлять с чем попало.
Странно, что за последние 180 лет никто, кажется, не взялся реализовать подобное произведение. Хотя все нормальные авторы, вероятно, понимали, что ничегошеньки из этого не выйдет. Данный фильм – убедительное тому доказательство.
Довольно одной фразы – «Пушкина перемещают в 2017 год современные школьники и проводят с ним один день в Москве», – чтоб заранее представить себе все или почти все, из чего будет состоять такой фильм. И создатели идут на поводу у наших ожиданий – и решительно ни в чем их не обманывают.
Пушкин читает рэп. Пушкин бьет по морде хулигана. Пушкин открывает для себя мир детективов в мягкой обложке. Пушкин участвует в омерзительном телевизионном шоу с поганцем-ведущим. Пушкин в два счета схватывает, что телик – это такой «девайс с большим экраном». Пушкин отпускает двусмысленный комплимент в адрес несовершеннолетней лицеистки Миланы: ваша, мол, барышня – огонь! Но держится Пушкин во всех этих скверных ситуациях предельно достойно – как истый дворянин.
Даже до «Мы из будущего» (там, правда, была обратная сюжетная ситуация) данному «Пушкину» далековато.
Что ж, мерси и за это. А также, как говорится, спасибо, что не Безруков. В исполнении Константина Крюкова поэт не опорочен, даром что сценарий предоставлял для этого массу возможностей. Впрочем, можно поблагодарить и за то, что драматургическую основу к киношке сочинили две женщины. Фантазия у них скудная, манера робкая, почтение к поэту, чувствуется, изрядное. Но это, пожалуй, и хорошо. Похабень, ржака, КВН и прочий камеди-клаб в сочетании с Пушкиным довели бы всякого читающего зрителя до рвотных позывов. А так – ничего, смотреть можно. Пусть, конечно, и скривившись от тотальной примитивности запечатленного.
И еще финал – финал тут просто загляденье! Пушкина спасли не только от пули современного киллера, но и от пули Дантеса, – и поэт прожил сто лет! Как Тарантино в «Бесславных ублюдках» осмелился убить Гитлера, так наши, значит, воскресили Пушкина, словно бы Христа. И оцените прямолинейность заглавия: спасти Пушкина – так уж спасти. Долой боязнь спойлеров – заранее скажем, в чем все дело. Дескать, при любом ведь раскладе почти никто нас смотреть не станет – так чего ж мы теряем?
«Спасти Пушкина» (6+). Режиссеры: Филипп Коршунов, Павел Мирзоев. Россия, 2016