Кино-2017: Гопники Круглого стола при дворе сутенера Артура
В прокате – «Меч короля Артура», средневековый сказочный боевичок Гая Ричи с привычно «тру пацанским» для данного режиссера уклоном.
Средневековье, Британия, будущий Лондон, который тогда назывался Лондиниум. Грязный мерзавец Вортигерн (Джуд Лоу) убивает своего брата – короля Утера Пендрагона (Эрик Бана), после чего занимает трон. Королеву Вортигерн тоже успешно сливает. Но маленькому сыну Утера Артуру удается спастись.
Прошли годы, в течение которых Артур (Чарли Ханнам) жил в борделе, а став взрослым, остался там в качестве сутенера (позже дружки ему это припомнят, предложив назваться Рыцарем Борделя, когда придет время переквалифицироваться из сутенеров в рыцари). Веселая житуха Артура непоправимо изменится, когда обнаружит себя королевский меч Экскалибур, торчащий из камня. Вытащить его может, дескать, только истинный король.
Артур вытаскивает и, благодаря этому, узнает, что именно он – законный наследник престола. И теперь этому гоповатому «английскому Гамлету» надлежит свергнуть убивца своего бати. Сказывают, что последний вовсю якшается с нечистой силой, но Артур только усмехается – он провел жизнь среди проституток, которые ничуть не уступают каким-нибудь макбетовским ведьмам. К тому же сейчас подлинному корольку закулисно помогает сам Мерлин. Правда на глаза своему протеже старикан покамест не показывается, но в следующих сериях, надо полагать, непременно высунется.
В первой трети картины наличествует весьма четкая бодрость, но после того, как Артур вытащит из камня Экскалибур, таковая будет улетучиваться из фильма на глазах.
Пацаны, зацените, Гай Ричи новую киноху зафигачил!.. Кажется, именно так следует представлять всякую очередную работу данного режиссера, будь она про карты, про деньги, про два ствола, про Шерлока Холмса или даже про самого короля нашего, понимаете ли, Артура.
Изначально Гай Ричи, как известно, преуспел в качестве едва ли не наиболее небесталанного эпигона Тарантино. Но прошли лихие девяностые, и уже в первые годы нового века желание «жить по Тарантино» и даже манера «снимать по Тарантино» стали выходить из моды. Впрочем, Ричи до сих пор не стесняется черпать из тарантиновских лент самыми широкими пригоршнями, но на это уже почти никто не обращает внимания. В позапрошлогодних «Агентах А.Н.К.Л.», например, не обошлось без явных аллюзий на «Бесславных ублюдков». В новоявленном «Мече» цитируются аж «Бешеные псы»: сравните сцену с отрезанием уха оттудова и отсюдова – и найдите, что называется, хучь одно отличие.
Унылый Лоу отрезает хорошему парню ухо – точь-в-точь так же, как стильный Мэдсен в «Бешеных псах».
Надо сказать, «Меч короля Артура» вообще должен не настолько разочаровать адептов раннего Ричи, как его ленты последних десяти лет. Известно, что в своей двухчастевке «Шерлок Холмс» Гай так-таки несколько отошел от тарантиновского влияния, что сказалось не в лучшую сторону и на самой дилогии, и на ее восприятии зрителем (по крайней мере нашим российским зрителем).
«Меч» же – это типичный «Тарантино в Средневековье». Точнее, конечно, не типичный, а строго наоборот: доморощенный, разжиженный, поддельный, суррогатный. То бишь сплошное якобы, псевдо, квази и недо. И все это – еще в более удручающих пропорциях, нежели во времена пресловутых «Карт, денег» и «Большого куша».
Бюджет фильма 175 мильонов – но изо всех щелей фильма торчит однозначный «класс Б». Как будто это новая серия какой-нибудь дешевки а-ля «Железный рыцарь».
Но в целом очень похоже на только что названные работы. Как и привычные картины Ричи на современном материале, этот его «Меч» (хорошо, что хоть не самурайский) тоже населяет чертова туча маргинальных персонажей разной степени колоритности: жулье и хулиганье, шаловливые шлюхи и отмороженные отморозки, аристократы и дегенераты, разные прочие шалопуты и представители шпаны. Ну а заместо традиционных двадцати двух стволов и двух десятков трупов у Гая здесь не менее полусотни мечей, столько же копий и коняг. Ну и пропорциональное этому количество мертвяков, конечно, тоже – куда ж без них?
Лишь только пролог, введение к фильму зачем-то настраивает нас совсем на другой лад. Если судить по этим начальным кадрам, можно прийти к выводу, что от знаменитого почерка Гая Ричи тут не осталось ни черточки. Но это не так, ребзя, – зуб даю!
«Меч короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword) (16+). Режиссер: Гай Ричи. США, 2017