«Я тоже хочу». 5 лет назад вышел самый последний фильм гениального Алексея Балабанова
Картине под названием «Я тоже хочу», к сожалению, суждено было стать практически посмертной работой Алексея Октябриновича, его фильмом-завещанием, его лебединой песней. В 2012-м кино это было воспринято неоднозначно; сегодня всем уже очевидно, что Балабанов был и остается единственным великим русским режиссером XXI века, а «Я тоже хочу» есть шедевр, не уступающий большинству прочих его произведений.
Бандит (А. Мосин) случайно узнает о существовании некой Колокольни счастья и собирается посетить ее, дабы поменять судьбу с плохой на хорошую. Поочередно все, кому бандит об этом расскажет – его друг (Ю. Матвеев), отец друга (В. Горбунов), музыкант (О. Гаркуша) и проститутка (А. Шитикова), – простодушно вымолвят: «А я тоже хочу!» В итоге все пятеро за счастьем и поедут. Во время долгой дороги все будут много пить и произносить заведомо культовые фразы.
Всякий русский, который еще не разлюбил кино, знает: главный наш режиссер нулевых – Балабанов. Режиссеров-бездарей, конъюнктурщиков и постановщиков-балаболок у нас тогда хватало, а вот киноумельцы были наперечет. Великий же талант А. О. Балабанова вынуждены были признавать даже его идеологические и эстетические противники, если только они не хотели выглядеть дураками.
Сложный был человек Октябриныч, ничуть к себе не располагающий даже, но кино умел снимать так и такое, что равнодушным не оставался никто. После причащения к балабановским картинам каждый превращался или в пламенного поклонника режиссера, или в его разъяренного врага.
«Я тоже хочу» – 14-я и заключительная кинокартина Алексея Балабанова. Как и все остальные его ленты, она обязательно останется в истории российского кино. Ибо это типичный Балабанов на пике формы, но при этом такого Балабанова мы еще не видели.
Ведь «Я тоже хочу» – балабановщина с мистикой, с неким, простите, духовным подтекстом. То есть с тем, от чего Октябриныч открещивался с тех самых пор, как поставил две первых своих картины («Счастливые дни» по Беккету и «Замок» по Кафке), которые вплоть до 2012-го и впрямь смотрелись чужеродными в его фильмографии.
К тому же это сравнительно легкий фильм, то есть не шибко шокирующий и скорее заканчивающийся на ноте светлой печали, нежели обрушивающийся на зрителя тотально удручающей кодой, как многие прежние картины сумрачного питерца.