«За пропастью во ржи». Ничтожное кино о великом писателе
В прокат вышел фильм «За пропастью во ржи», прескверным образом рассказывающий о нескольких годах из жизни гениального Сэлинджера. Из биографии этого неординарного литератора и грандиозного затворника мог получиться вполне занятный фильм, кабы только за него взялись сколько-нибудь толковые авторы. Но «За пропастью во ржи», увы и ах, абсолютно не тот случай.
Джером Дэвид Сэлинджер (Николас Холт), как и его самый прославленный герой Холден Колфилд, отчаянно противостоит всему, что его окружает: черствым редакторам и неумным издателям, брюзгливым родителям и нечутким девушкам, войне и миру. Лишь яркий преподаватель курса короткого рассказа в Колумбийском университете Уит Бернетт (Кевин Спейси) оказал на Сэлинджера кое-какое положительное влияние. Но и от Бернетта отвернулся его бывший ученик, когда выпустил роман «Над пропастью во ржи» и сполна вкусил всемирной славы.
Как известно, Джером Дэвид давным-давно запретил экранизировать свои произведения. Именно поэтому фильма «Над пропастью во ржи» в природе не существует – и появиться он сможет, лишь когда одноименный роман станет общественным достоянием, а до этого еще много-много лет.
Сэлинджеру, конечно, не удалось бы позаботиться еще и о запрете съемок его собственной биографии, ведь никакими законами это не предусмотрено. И можно представить себе, как бы сочинитель вознегодовал, узрев, что создатели изволили «чуть более чем полностью» отождествить его с пресловутым Колфилдом. Эта столь же расхожая, сколь и неизменно пошлая попытка сама по себе заведомо дискредитирует любую писательскую биографию.
В данном же случае и дискредитировать нечего: картина беспомощна во всех отношениях. «За пропастью о ржи» (оригинальное заглавие не лучше – «Бунтовщик во ржи») производит впечатление чуть не самого блеклого из всех современных фильмов о середине XX века. Тот период был настолько ярок, что надо очень постараться снять на таком материале нечто скучное, утомительное и бестолковое. Однако ж авторам сие удалось.
Одно утешение: тех, кого угораздит купить билет на эту «Пропасть», явно будет немного. Как резюмировал в таких случаях Холден Колфилд, «В общем, могу одно посоветовать: если не хотите, чтоб вас стошнило прямо на соседей, не ходите на этот фильм».