«Фаворитка». Исторический фарс с лесбийской подоплекой, выдвинутый на 10 «Оскаров»
До нашего проката доехала на своей тряской карете «Фаворитка» – картина, гремевшая в прошлом году на фестивалях и грозящая еще погреметь на грядущем «Оскаре». Фильма архизанятная, хотя и морально, казалось бы, устаревшая: преданья старины глубокой, дворцовые интриги, война за испанское наследство – ну разве это может всерьез заинтересовать зрителя конца 2010-х? Ан может! Одна лесбийская любовная линия чего стоит – много вы исторического кино на такую тему видывали?
В начале XVIII века английская королева Анна Стюарт управляет страной ровно так, как скажет ее фаворитка-любовница леди Мальборо (Вайс). Таким макаром, вероятно, и «правила» б Анна до конца дней своих, кабы леди Мальборо однажды не сжалилась над своей бедной родственницей Эбигейл (Стоун) да не приютила ее во дворце.
С виду невинная и кроткая инженю, на деле Эбигейл оказывается той еще интриганкой – и сразу начинает проводить в жизнь свои далеко идущие планы. Сперва она исподволь сдружится с королевой, затем залезет к ней в постель – а потом уже начнет нашептывать повелительнице про прежнюю фаворитку, которая вот-вот станет отставной.
Греческий режиссер Йоргос Лантимос еще далеко не так известен, как датчанин фон Триер или австриец Ханеке, но вскоре наверняка станет столь же раскрученным в сегменте современного авторского кино. Ведь что ни картина у Йоргоса, то решительно незабываемая дичь (в хорошем смысле слова). После лантимосовских фильмов еще долго передергивает, а в память они при этом впечатываются на годы. Характеристика вполне лестная: сейчас уже забывается, что сверхзадача всякого потребителя искусства – испытать катарсис, а уж достижению этой цели ленты Лантимоса способствуют едва ли не сильнее, чем «Фауст» Гете.
В «Фаворитке», впрочем, подлинного шокинга почти что нет – но она от этого краше не менее прежних работ грека. Перед нами эдакое отдаленное переосмысление голливудской сверхклассики «Все о Еве» – драйвовой драмы об интригах на театральных подмостках, в 1951 году собравшей все главные «Оскары». Посмотрим, как киноакадемики встретят в 2019-м очередную киноповесть об Очень Нехорошей Женщине…
Успех «Фаворитки» в среде профессионалов отнюдь не противоречит потенциальному зрительскому успеху ленты. Это правда очень любопытное кино, хотя и многих могущее отпугнуть чрезмерной грязцой и мизантропией.