Фильм «Завод». Движение вниз
В прокат вышел фильм «Завод» – очередная получернушная притча «мастера остросоциальных высказываний» Юрия Быкова. Как и в прежних работах сего сценариста-режиссера, здесь все очень по-быковски: как бы убедительный бытовизм скрещивается с далеко идущими обобщениями о беспросветности российской жизни, а угрюмый артист Шведов символизирует архиправильного русского мужика, который обязательно поплатится за свою правильность, но какое-то время будет на коне, создавая видимость того, что сила – в правде.
Региональный олигарх Калугин решает закрыть свой прогорающий железобетонный завод – и объявляет о том трем сотням рабочих, и без того месяцами не видящих зарплату. Работяги в отчаянии – податься им некуда, но как минимум один заводской человек после услышанной новости не упал, но воспрянул духом. Этого решительного мужчину, в свое время пострадавшего в горячих точках, все зовут Седым и относятся к нему с уважением. Поэтому когда сей предлагает пятерым товарищам похитить Калугина с целью получить за него выкуп, те соглашаются на преступление. Ночь икс обещает быть бессонной и изматывающей…
Все отмечают, что Быков как сценарист и режиссер растет от фильма к фильму, но при этом помалкивают, что качественный рост самих этих фильмов как целостных произведений не очень-то заметен. Все та же бодяга с бесконечным вставанием на котурны и произнесением Монологов О Правде, приправленных слегка узнаваемой бытовухой и щедро посыпанных среднего пошиба чернухой. Ну и сколько, спрашивается, можно еще хавать такое вот варево? Але, повар, в вашей забегаловке других блюд не водится?
Молчит повар, ибо занят придумкой нового блюда (на деле точно такого же, как все прежние). А иные еще дивятся, отчего Быков нынче в такой моде у обывателя? Да конъюнктуру чувствует отменно – и это есть его главный талант. Когда все рекорды в отечественном прокате бьет кино про ВОВ («Сталинград», «Т-34») или же про зарубежные победы отечественного спорта («Движение вверх»), ясно, что все советское – как никогда в тренде. Вот Быков и снял в типично советских декорациях пламенного пролетарского фильма очередную свою горячечную депрессивную психодраму. Два в одном, как говорится, – каждый найдет свое, ежели есть желание. А желание видеть на больших экранах мощно-правильный кинопродукт отечественного производителя нонче ох как велико в массах!