Маэстро Кантелли: яркая вспышка короткой жизни
Несмотря на недолгую жизнь, он оставил ярчайший след в истории классической музыки XX века. Ему прочили умопомрачительную карьеру и блестящее будущее, он мог стать преемником Тосканини в Симфоническом оркестре NBC, долгие годы руководить театром Ла Скала и затмить славу Герберта фон Караяна и Клаудио Аббадо.
Однако судьба распорядилась иначе.
27 апреля исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося итальянского дирижёра Гвидо Кантелли.
Будущий маэстро родился 27 апреля 1920 года в Новаре в семье дирижёра военного оркестра. В юности подрабатывал органистом в местной церкви, подавал большие надежды как пианист, однако в Миланскую консерваторию поступил на отделение композиции и дирижирования.
После окончания обучения Гвидо Кантелли был приглашён художественным руководителем и главным дирижёром Театра Кочча в родной Новаре, где дебютировал в 1941 году постановкой оперы Верди «Травиата». Спустя два года карьера дирижёра была прервана призывом в армию и отправкой на польский фронт. Отказ воевать на стороне нацистов повлёк за собой ссылку музыканта в немецкий трудовой лагерь в Щецине в 1943‑м, госпитализацию в Больцано в 1944‑м, побег с поддельным паспортом и работу банковским служащим в Милане под чужим именем с последующим арестом.
За дирижёрский пульт маэстро вернулся лишь после освобождения из‑под стражи в 1945 году. Первое послевоенное выступление Кантелли состоялось в миланском Ла Скала.
Огромную роль в карьере Кантелли сыграла встреча с великим дирижёром Артуро Тосканини в июле 1945 года. Обычно сдержанный на похвалы маэстро был потрясён игрой оркестра под управлением 25‑летнего соотечественника. В 1949 году Гвидо Кантелли стал главным приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Нью‑Йоркского радио (NBC) под руководством Тосканини.
После успешного дебюта на музыканта посыпались предложения от других американских оркестров. Гастроли в Бостоне, Филадельфии, Питтсбурге, Сан‑Франциско, Чикаго имели оглушительный успех. Визитной карточкой новой итальянской звезды стало выстраивание идеального баланса звучания оркестра, требовательность к музыкантам и, как результат, высочайший уровень исполнения. Критики высоко оценивали новое глубокое прочтение дирижёром произведений Чайковского, Бетховена, Брамса и других композиторов эпохи романтизма.
Лишь два маэстро в мире в те годы не пользовались партитурой во время концертов (проще говоря, дирижировали наизусть) – Артуро Тосканини и Гвидо Кантелли.
Новый виток европейской карьеры музыканта начался с выступления с оркестром Ла Скала на Эдинбургском фестивале в 1950 году. Спустя год Кантелли подписал контракт с Лондонским филармоническим оркестром. Большинство из немногочисленных сохранившихся записей выдающегося дирижёра были сделаны в последующие пять лет именно с этим оркестром.
16 ноября 1956 года 36‑летний маэстро был назначен музыкальным руководителем театра Ла Скала. Это была самая короткая карьера главного дирижёра в истории легендарного театра – спустя восемь дней после назначения, 24 ноября 1956 года, Гвидо Кантелли погиб в авиакатастрофе при взлёте из парижского аэропорта Орли после промежуточной посадки рейса Милан – Нью‑Йорк.
89-летний покровитель музыканта Артуро Тосканини ушёл из жизни через два месяца, так и не узнав о гибели соотечественника, которого прочили в его преемники на мировом музыкальном олимпе.
Фото: blog.naver.соm