Плачущий дух великой Жизели
Дух, плачущий о своих границах.
Аким Волынский об Ольге Спесивцевой
Готовясь к партии Жизели, она входила в образ сошедшей с ума героини, наблюдая за пациентками психиатрической клиники. В то время она ещё не знала, какую злую насмешку готовит ей судьба.
18 июля исполняется 125 лет со дня рождения великой русской балерины, признанной лучшей исполнительницы партии Жизели в истории хореографического искусства Ольги Спесивцевой.
Будущая звезда Мариинского театра и парижской Гранд‑опера родилась 6 (18) июля 1895 года в семье провинциального актёра. В шестилетнем возрасте вместе с братом и сестрой Ольга попала в детский приют при Доме ветеранов сцены в Санкт‑Петербурге. В скором времени талантливая и невероятно пластичная девочка была принята в Императорское театральное училище, где занималась в хореографическом классе Клавдии Куличевской.
В 1913 году подающую огромные надежды выпускницу училища приняли в состав Императорской балетной труппы. В том же году Ольга Спесивцева дебютировала на сцене Мариинского театра в небольшой партии в балете «Раймонда».
Путь к статусу примы-балерины главного театра страны был стремительным – к 1919 году Спесивцева танцевала главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка», «Эсмеральда» и, конечно же, «Жизель». По юной звезде сходил с ума весь Петроград, включая композитора Шостаковича, поэтов Гумилёва, Чуковского и Мандельштама. Приму Мариинки встречали толпами у служебного входа, забрасывали букетами и записками с признаниями в любви.
Искусство Спесивцевой покоряло публику не только техническим совершенством и утончённостью движений, но и глубиной создаваемых образов. Страдания её Эсмеральды пронзали до глубины души, а работа над партией Жизели, по отзывам коллег, и вовсе граничила с самоуничтожением. Работая над достоверностью душевного состояния своей героини, балерина наблюдала за психиатрическими больными в клинике, не подозревая, что придёт время, когда она окажется на их месте.
В конце 1920 года Петроград облетела тревожная весть – у любимицы публики был диагностирован туберкулёз, унесший в своё время жизнь её отца. Ольга Спесивцева поборола болезнь и вскоре вернулась на сцену, а страшный диагноз дал повод покинуть Страну Советов якобы для прохождения лечения в Италии.
Уезжая в 1924 году, 29‑летняя балерина вряд ли могла предположить, что на Родину она уже не вернётся, а на чужбине её ждут долгие и не самые счастливые 67 лет жизни.
В том же 1924 году русская эмигрантка подписала контракт с Парижской оперой. На сцене Гранд‑опера она выступала в качестве главной приглашённой балерины до 1932 года.
Затем были гастроли по Южной Америке и Австралии с труппами Михаила Фокина и Виктора Дандре и переезд в США в 1939 году. После этого карьера балерины стала стремительно клониться к закату, окончательно оборвавшись в 1943 году.
Симптомы психического расстройства, которые в далёкой молодости пыталась подловить балерина для своей Жизели, в 1943 году привели к госпитализации в психиатрическую клинику саму танцовщицу.
В американском «жёлтом доме» потерявшая память Ольга Спесивцева провела 20 лет жизни. Выписали потускневшую 68‑летнюю звезду лишь в 1963 году. Её память полностью восстановилась, однако большой радости воскресшие воспоминания не принесли.
Последние годы жизни великая танцовщица прожила в полном одиночестве в пансионе Толстовского фонда в провинциальном американском городке Вэлли Коттедж.
«Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в своё время балерины. Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от её пристанища и от всей её маленькой, сохранившей изящество фигурки», – вспоминал Марис Лиепа, навестивший бывшую звезду незадолго до её смерти.
Скончалась Ольга Спесивцева 16 сентября 1991 года в возрасте 96 лет. Похоронили великую Жизель на Русском православном кладбище в Ново‑Дивееве.
Фото: libmir.соm, pinterest.se, flickr.соm