Крушитель шаблонов. Маэстро Сейдзи Озаве – 85!
Он стал первым в истории музыкантом восточного происхождения, возглавившим не только ведущие симфонические оркестры США, но и Венскую Государственную оперу.
1 сентября 85‑летний юбилей отмечает выдающийся дирижёр современности, кавалер японского ордена Культуры, французского ордена Почётного легиона, австрийского Командорского креста и российского ордена Дружбы Сейдзи Озава.
Будущий маэстро родился 1 сентября 1935 года в Маньчжоу‑го. В раннем детстве увлёкся музыкой, причём предпочтение отдавал европейской классике, любовь к которой пронёс через всю жизнь.
В 1959 году Сейдзи окончил высшую музыкальную школу Тохо Гакуэн в Токио, в которую поступал как пианист, но из‑за травмы руки в процессе обучения вынужденно переквалифицировался в дирижёры. Из школы начинающий музыкант вышел с двумя золотыми медалями за композицию и дирижирование.
В год окончания Тохо Гакуэн Озава стал лауреатом Первой премии Безансонского международного конкурса молодых дирижёров, что открыло 24‑летнему маэстро путь к дальнейшему образованию. Результатом успешного выступления во Франции стало приглашение в Танглвудский музыкальный центр в американском Леноксе, куда японский музыкант отправился, не зная ни слова по‑английски.
Спустя ещё год Сейдзи Озава получил Премию имени Кусевицкого как лучший студент-дирижёр Танглвуда и был принят ассистентом маэстро Шарля Мюнша в Бостонский симфонический оркестр.
В 1961 году после стажировки у Герберта фон Караяна в Берлинском филармоническом оркестре Озава получает должность второго дирижёра Нью‑Йоркского филармонического оркестра. Первым в то время был не кто иной, как Леонард Бернстайн.
С Бернстайном Озава проработал четыре года, после чего ушёл в самостоятельное плавание, возглавив Симфонический оркестр Торонто.
В 1969 году молодой японец пошёл на повышение в оркестр Сан‑Франциско, а в 1973‑м возглавил Бостонский симфонический оркестр, за пультом которого он делал первые робкие шаги в карьере.
За рекордные 29 лет руководства бостонским коллективом, который стабильно входит в топовую десятку симфонических оркестров мира, Озава не только покорил зрителей и музыкантов уникальной манерой дирижирования и нетрадиционной трактовкой произведений, но и сломал множество стереотипов, поначалу изрядно шокировав любителей классической музыки.
Мало того что азиат, которых американская публика на сценах филармоний и оперных театров в глаза не видела, так ещё и невероятно раскрепощённый, длинноволосый, в водолазке вместо рубашки и с бусами вместо бабочки. Стоит признать, что вольнодумный стиль японца некоторые критики и особо консервативные зрители так и не приняли и демонстративно игнорировали выступления оркестра под его руководством.
В 1980 году, без отрыва от бостонской карьеры, Озава стал почётным художественным руководителем Японского филармонического оркестра. Ну а в 2002 году маэстро получил предложение, от которого не отказываются, и занял пост музыкального руководителя Венской государственной оперы, сломав ещё один вековой стереотип и став первым неевропейцем у руля легендарного театра.
В 2011 году Сейдзи Озава был вынужден прервать карьеру для борьбы с раком пищевода, которая закончилась безоговорочной победой маэстро.
Сегодня легендарный дирижёр сосредоточен на воспитании новых поколений музыкантов в своих Международных академиях в Японии и Швейцарии. Кроме того, он продолжает пропагандировать западную музыку на Востоке посредством собственного фестиваля классической музыки в Мацумото.
Фото: Getty Images, wbur.org