Артур Скальский

© Babr24.com

Общество Мир

4825

09.04.2005, 20:02

Завещание святого отца Иоанна Павла II. Полный текст.

(составлено 6 марта 1979 года, с последующими добавлениями)

Totus Tuus ego sum ("Я весь твой")

Во имя Святой Троицы. Аминь.

"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Матф., 24:42) - эти слова напоминают мне о том последнем призыве, который раздастся, когда Господу нашему будет угодно. Я хочу последовать за Ним и хочу, чтобы все, что составляет земную часть моей жизни, подготовило меня к этому моменту. Я не знаю, когда он настанет, но, как и все остальное, я вверяю этот момент в руки Матери Бога моего: Totus Tuus. В те же материнские руки я вверяю всех тех, с кем была связана моя жизнь и мое призвание. Но прежде всего я оставляю в этих руках церковь, свою страну и все человечество. Я благодарю всех. Я у всех прошу прощения. И прошу помолиться за меня, чтобы милость божия превысила мое ничтожество и мое несовершенство.

Во время своих духовных медитаций я размышлял над завещанием святого отца Павла VI. Эти раздумья побудили меня написать свое нынешнее завещание.

У меня нет никакого имущества, о котором нужно было бы позаботиться. Что же касается тех предметов ежедневного обихода, которыми я пользуюсь, то прошу разделить их как покажется удобнее. Мои личные записи пусть будут сожжены. Я прошу, чтобы дон Станислав (личный секретарь Иоанна Павла II, архиепископ Станислав Дживиш - Lenta.Ru) проследил за этим и благодарю его за сотрудничество и помощь, которые длились столько лет и были столь всеобъемлющи. Всю мою благодарность другим людям я, напротив, сохраню в своем сердце, чтобы предъявить самому Богу, потому что трудно было бы выразить ее словами.

Что касается моих похорон, то повторю распоряжения, которые в свое время дал святой отец Павел VI. (Примечание на полях: могила в земле, не в саркофаге, 13.03.92). Место захоронения пусть определят коллегия кардиналов и мои соотечественники.

Apud Dominum misericordia et copiosa apud Eum redemptio ("ибо у Господа милость и многое у Него избавление", Пс. 129:7)

Иоанн Павел II

Рим, 06.03.1979

Прошу, чтобы после моей смерти по мне отслужили святые мессы и молились за меня.

05.03.1990

* * *

страница без даты:

Я выражаю глубочайшую веру в то, что, несмотря на всю мою немощь, Господь окажет мне необходимую милость, дабы я мог, по Его воле, преодолевать любые трудности, испытания и страдания, потребные от Его слуги, в течение всей моей жизни. Я также верую, что Господь не попустит, чтобы я своим поведением: словом, делом или небрежением, - отступил от своих обязанностей на престоле святого Петра.

* * *

24.02 - 01.03.1980

Также во время своих духовных медитаций я размышлял об истине священства Христа в перспективе того перехода, которым для каждого из нас является момент смерти. Покидая этот мир - чтобы быть рожденным в другом, будущем мире, мы видим красноречивый знак (добавлено сверху: несомненный) в воскресении Христа.

И вот я перечитал копию моего завещания за прошлый год, также составленного во время духовных медитаций - я сравнил его с завещанием моего великого предшественника и отца Павла VI, с этим безупречным свидетельством смерти христианина и Папы - и еще раз задумался над теми вопросами, о которых говорится в копии от 6 марта 1979 года, подготовленной мною (в качестве предварительного наброска).

Сегодня я хочу добавить к нему лишь то, что каждый из нас должен постоянно помнить о смерти. И должен быть готов предстать перед своим Господом и Судьей - и одновременно Искупителем и Отцом. Также и мне предстоит постоянно помнить об этом, вверив наступление этого решающего момента матери Христа и всей церкви - матери моей надежды.

Времена, в которые мы живем, - неописуемо трудны и беспокойны. Беспокойство и борьба стали жизнью самой церкви, характерным испытанием наших дней - как для верующих, так и для самих пасторов. В некоторых странах (как, например, в той, о которой я читал во время своих духовных медитаций) церковь вступила в период гонений, ничуть не меньших, чем те, что выпали на ее долю в первые века; наоборот, степень жестокости и ненависти сегодня выше. Sanguis martyrum — semen christianorum ("Кровь мучеников - посев христианства"). И сверх того - сколько людей пропали безвинно, даже в этой стране, где мы живем...

Я еще раз хочу полностю вверить себя милости божьей. Господь Сам решит, когда и как я закончу свой земной путь и пастырское служение. В жизни и смерти Totus Tuus, через посредничество Непогрешимой. Принимая эту смерть уже сегодня, я надеюсь, что Христос дарует мне милость в момент моей кончины, которая станет [моей] Пасхой. Я надеюсь также, что она послужит тому важному делу, которому я стараюсь служить при жизни: спасению людей, защите единой семьи человечества и всех стран и народов (среди которых я особенно отмечаю мою земную родину); послужит отдельным верующим, которые на особый лад возложили на меня свои надежды, послужит делу церкви и славе Самого Господа.

Я ничего не хочу добавить к тому, что было написано мною год назад - только выразить свою готовность и одновременно свою веру, к которым меня подвели нынешние духовные упражнения.

Иоанн Павел II

* * *

Totus Tuus ego sum

05.03.1982

В ходе духовных медитаций в этом году я перечитал (несколько раз) текст своего завещания, составленный 06.03.1979. Несмотря на то, что и сегодня его следует рассматривать как временное (не окончательное), я оставляю его в нынешнем виде. Я ничего (пока) не меняю и не хочу ничего добавить в отношении распоряжений, которые в нем содержатся.

Покушение на мою жизнь 13.05.1981 в своем роде подтвердило точность слов, записанных мною во время духовных упражений в 1980 году (24.03-01.03). Все глубже я чувствую себя целиком в руках божьих - и я остаюсь всецело в распоряжении моего Господа, вверив себя Ему и его Непогрешимой Матери (Totus Tuus).

Иоанн Павел II

* * *

05.03.1982

Касаясь последней фразы в моем завещании от 06.03.1979 ("Место захоронения пусть определят коллегия кардиналов и мои соотечественники"), я хочу пояснить, что я имел в виду: архиепископа Краковского или всеобщий собор польских епископов, - я прошу в то же время, чтобы коллегия кардиналов по возможности одобрила окончательное решение по упомянутому вопросу.

01.03.1985 (во время духовных медитаций)

Еще раз - по поводу выражения "коллегия кардиналов и мои соотечественники": "коллегия кардиналов" не обязана консультироваться с "соотечественника" по этому вопросу; она может, однако, сделать это, если по каким-то причинам кардиналам покажется, что это необходимо.

ИП II

* * *

Духовные медитации в Юбилейный, 2000-й, год

(12.03-18.03)

[по поводу завещания]

1. Когда 16 октября 1978 года конклав кардиналов выбрал нового Папу Иоанна Павла II, примас польский кардинал Стефан Вышинский сказал мне: "Перед новым Папой встанет задача подготовить церковь ко вступлению в третье тысячелетие". Я не уверен, что в точности повторяю его слова, но именно таков был их смысл, который я тогда запомнил. Это было сказано человеком, вошедшим в историю в качестве Примаса тысячелетия. Великого примаса. Я был свидетелем его служения, его полной самоотдачи. Его борьбы и его победы. "Победа, когда она придет, будет достигнута через Марию", - эти слова, слова его предшественника, кардинала Августа Хлонда, Примас тысячелетия повторял не раз.

Таким образом, я был до определенной степени подготовлен к задаче, которая была возложена на меня 16 октября 1978 года. Сегодня, когда я пишу эти слова, Юбилейный 2000-й год уже почти осуществился. Вечером 24 декабря 1999 года, в канун Рождества, символическая дверь Великого юбилея открылась в соборе святого Петра, затем в соборе святого Иоанна Латеранского, затем в соборе санта Мария Маджоре, а потом, 19 января, открылась и дверь в соборе святого Павла "За стенами". Последнее событие, благодаря его экуменистическому характеру, особенно врезалось в память.

2. По мере того как свершается Юбилейный 2000-й год, день за днем уходит в прошлое 20-е столетие, а на смену ему открывается 21-е. В соответствии с замыслом Провидения, мне было даровано жить в этом трудном веке, который проходит, и сегодня, в год, когда мне исполняется 80 лет ("octogesima adveniens"), необходимо спросить, не пришло ли мне время повторить слова библейского старца Симеона: Nunc dimittis (Ныне отпускаешь [раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром], Лк, 2:29).

13 мая 1981 года, когда было совершено покушение на жизнь Папы во время общей аудиенции на площади перед собором святого Петра, божественное Провидение спасло меня от смерти чудесным образом. Он, который есть единственный Спаситель жизни и смерти, Своею рукой продлил мою жизнь и в определенном смысле подарил мне ее заново. С того момента она стала принадлежать ему еще больше. Я надеюсь, что Он поможет мне распознать тот день, до которого я должен буду продолжать нести службу, к которой Он призвал меня 16 октября 1978 года. Я прошу (Его) призвать меня, когда Он захочет. "А живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим., 14:8). Я также надеюсь, что в течение всего того срока, который мне еще придется нести службу Петра в церкви, божья милость придаст мне силы, необходимые для этого.

Как обычно каждый год во время моих духовных медитаций, я читаю свое завещание от 06.03.1979. Я продолжаю придерживаться распоряжений, которые содержатся в этом тексте. То, что было включено в него тогда и во время последующих моих духовных упражнений, отражало трудную и напряженную ситуацию, характерную для 80-х годов. С осени 1989 года эта ситуация изменилась. Последнее десятилетие века было свободно от былых противоречий; это не означает, что оно не принесло с собой новые проблемы и трудности. Нужно вознести особую хвалу божественному Провидению за то, что период так называемой Холодной войны окончился без губительного ядерного конфликта, опасность которого нависала над миром в течение всего предшествующего периода.

4. Стоя на пороге третьего тысячелетия in medio Ecclesia ("посреди церкви") я еще раз хочу выразить свою благодарность Святому Духу за великий дар Второго ватиканского собора, за который, вместе со всей церковью - и превыше всего вместе со всем епископатом - я чувствую признательность. Я убежден, что еще долгое время новые поколения верующих будут черпать из сокровищницы, которой он нас снабдил. Как епископ, участвовавший в этом акте примирения с первого до самого последнего дня, я хочу вверить это великое наследие все тем, кто призван или будет призван в будущем претворить его в жизнь. Со своей стороны я благодарю предвечного Пастыря, позволившего мне служить этому величайшему делу в течение всего срока моего понтификата.

In medio Ecclesia... с первых лет моей службы епископом - и в особенности благодаря собору - я имел возможность пережить опыт братского единения в рамках епископата. Как священник Краковского архиепископства я занл братское единение священников - и собор открыл мне новые грани этого опыта.

5. Сколько людей я мог бы перечислить! Вероятно, Господь Бог призвал к Себе большинство из них - что же до тех, кто еще живет земной жизнью, пусть слова моего завещания напомнят о них - о каждом из них, где бы он не находился.

В течение более двадцати лет, что я исполняю службу святого Петра in medio Ecclesia, я познал благожелательность и, более того, плодотворное сотрудничество со стороны многих кардиналов, архиепископов и епископов, множества священников, множества посвященных - братьев и сестер - и, наконец, очень, очень большого числа мирян, в самой курии, в пределах римского викария и за этими пределами.

Разве я не могу мысленно обнять всех епископов мира, с которыми я встречался во время ad limina Apostolorum (то есть обязательных, регулярных) визитов! Могу ли я не вспомнить множество братьев-христиан, исповедующих не католическую веру! А также раввинов Рима и других представителей нехристианских религий! А также многих представителей мира культуры, науки, политики и средств массовых коммуникаций!

По мере того, как близится конец моей жизни, и я возвращаюсь в памяти к ее началу, к моим родителям, брату и сестре (которую я никогда не знал, потому что она умерла еще до моего рождения), к нашему приходу в Вадовице, где я крестился, к городу, который я люблю, к моим ровесникам, друзьям по начальной школе, по институту и университету, ко временам оккупации, когда я был рабочим, а затем к нашему приходу в Неговице, приходу святого Флориана в Кракове, кругу пастырей, служивших при университете, к кругу... ко всем кругам... к Кракову и Риму... ко всем людям, которых Господь доверил мне.

Всем им я хочу сказать только одно: "Да вознаградит вас Бог".

In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum ("Отче! в руки Твои предаю дух Мой", Лк., 23:46)

17.03.2000 Р.Х.

Перевод на русский язык Lenta.Ru


Оригинал завещания на польском языке

Testament Jana Pawіa II, z dnia 6.III.1979 (i dodatki pујniejsze)

W Imiк Trуjcy Przenaj¶wiкtszej. Amen.

"Czuwajcie, bo nie wiecie, kiedy Pan wasz przybкdzie" (por. Mt 24, 42) - te sіowa przypominaj± mi ostateczne wezwanie, ktуre nast±pi wуwczas, kiedy Pan zechce. Pragnк za nim pod±їyж i pragnк, aby wszystko, co skіada siк na moje ziemskie їycie, przygotowaіo mnie do tej chwili. Nie wiem, kiedy ona nast±pi, ale tak jak wszystko, rуwnieї i tк chwilк oddaj± w rкce Matki mojego Mistrza: totus Tuus. W tych samych rкkach matczynych zostawiam wszystko i Wszystkich, z ktуrymi zwi±zaіo mnie moje їycie i moje powoіanie. W tych Rкkach zostawiam nade wszystko Ko¶ciуі, a takїe mуj Narуd i caі± ludzko¶ж. Wszystkim dziкkujк. Wszystkich proszк o przebaczenie. Proszк takїe o modlitwк, aby Miіosierdzie Boїe okazaіo siк wiкksze od mojej sіabo¶ci i niegodno¶ci.

W czasie rekolekcji przeczytaіem raz jeszcze testament Ojca ¦wiкtego Pawіa VI. Lektura ta skіoniіa mnie do napisania niniejszego testamentu.

Nie pozostawiam po sobie wіasno¶ci, ktуr± naleїaіoby zadysponowaж. Rzeczy codziennego uїytku, ktуrymi siк posіugiwaіem, proszк rozdaж wedle uznania. Notatki osobiste spaliж. Proszк, aїeby nad tymi sprawami czuwaі Ks. Stanisіaw, ktуremu dziкkujк za tyloletni± wyrozumiaі± wspуіpracк i pomoc. Wszystkie za¶ inne podziкkowania zostawiam w sercu przed Bogiem Samym, bo trudno je tu wyraziж.

Co do pogrzebu, powtarzam te same dyspozycje, jakie wydaі Ojciec ¦wiкty Paweі VI. (dodatek na marginesie: Grуb w ziemi, bez sarkofagu. 13.III.1992). O miejscu niech zdecyduje Kolegium Kardynalskie i Rodacy.

"Apud Dominum Misericordia et copiosa apud Eum redemptio"

Jan Paweі pp. II

Rzym, 6.III.1979.

Po ¶mierci proszк o Msze ¦wiкte i modlitwy.

5.III.1990.

***

Wyraїam najgікbsz± ufno¶ж, їe przy caіej mojej sіabo¶ci Pan udzieli mi kaїdej іaski potrzebnej, aby sprostaж wedle Jego Woli wszelkim zadaniom, do¶wiadczeniom i cierpieniom, jakich zechce zaї±daж od swego sіugi w ci±gu їycia. Ufam teї, їe nie dopu¶ci, abym kiedykolwiek przez jakie¶ swoje postкpowanie: sіowa, dziaіanie lub zaniedbanie dziaіaс, mуgі sprzeniewierzyж siк moim obowi±zkom na tej ¶wiкtej Piotrowej Stolicy.

***

24.II. - 1. III.1980.

Rуwnieї w ci±gu tych rekolekcji rozwaїaіem prawdк o Chrystusowym kapіaсstwie w perspektywie owego Przej¶cia, jakim dla kaїdego z nas jest chwila jego ¶mierci. Rozstania siк z tym ¶wiatem - aby narodziж siк dla innego, dla ¶wiata przyszіego, ktуrego znakiem decyduj±cym, wymownym jest dla nasZmartwychwstanie Chrystusa.

Odczytaіem wiкc zeszіoroczny zapis mojego testamentu, dokonany rуwnieї w czasie rekolekcji - porуwnaіem go z testamentem mojego wielkiego Poprzednika i Ojca Pawіa VI, z tym wspaniaіym ¶wiadectwem o ¶mierci chrze¶cijanina i papieїa - oraz odnowiіem w sobie ¶wiadomo¶ж spraw, do ktуrych sporz±dzony przeze mnie (w sposуb raczej prowizoryczny) уw zapis z 6.III.1979 siк odnosi.

Dzisiaj pragnк do niego dodaж tylko tyle, їe z moїliwo¶ci± ¶mierci kaїdy zawsze musi siк liczyж. I zawsze musi byж przygotowany do tego, їe stanie przed Panem i Sкdzi± - a zarazem Odkupicielem i Ojcem. Wiкc i ja liczк siк z tym nieustannie, powierzaj±c уw decyduj±cy moment Matce Chrystusa i Ko¶cioіa - Matce mojej nadziei.

Czasy, w ktуrych їyjemy, s± niewymownie trudne i niespokojne. Trudna takїe i nabrzmiaіa wіa¶ciw± dla tych czasуw prуb± - staіa siк droga Ko¶cioіa, zarуwno Wiernych jak i Pasterzy. W niektуrych krajach, (jak np. w tym, o ktуrym czytaіem w czasie rekolekcji), Ko¶ciуі znajduje siк w okresie takiego prze¶ladowania, ktуre w niczym nie ustкpuje pierwszym stuleciom, raczej je przewyїsza co do stopnia bezwzglкdno¶ci i nienawi¶ci. Sanguis Martyrum - semen Christianorum. A prуcz tego - tylu ludzi ginie niewinnie, choжby i w tym kraju, w ktуrym їyjemy...

Pragnк raz jeszcze caіkowicie zdaж siк na Wolк Pana. On Sam zdecyduje, kiedy i jak mam zakoсczyж moje ziemskie їycie i pasterzowanie. W їyciu i ¶mierci Totus Tuus przez Niepokalan±. Przyjmuj±c juї teraz tк ¶mierж, ufam, їe Chrystus da mi іaskк owego ostatniego Przej¶cia czyli Paschy. Ufam teї, їe uczyni j± poїyteczn± dla tej najwiкkszej sprawy, ktуrej staram siк sіuїyж: dla zbawienia ludzi, dla ocalenia rodziny ludzkiej, a w niej wszystkich narodуw i ludуw (w¶rуd nich serce w szczegуlny sposуb siк zwraca do mojej ziemskiej Ojczyzny), dla osуb, ktуre szczegуlnie mi powierzyі - dla sprawy Ko¶cioіa, dla chwaіy Boga Samego.

Niczego wiкcej nie pragnк dopisaж do tego, co napisaіem przed rokiem - tylko wyraziж ow± gotowo¶ж i ufno¶ж zarazem, do jakiej niniejsze rekolekcje ponownie mnie usposobiіy.

Jan Paweі pp. II

***

5.III.1982.

W ci±gu tegorocznych rekolekcji przeczytaіem (kilkakrotnie) tekst testamentu z 6.III.1979. Chociaї nadal uwaїam go za prowizoryczny (nie ostateczny), pozostawiam go w tej formie, w jakiej istnieje. Niczego (na razie) nie zmieniam, ani teї niczego nie dodajк, gdy chodzi o dyspozycje w nim zawarte.

Zamach na moje їycie z 13.V.1981 w pewien sposуb potwierdziі sіuszno¶ж sіуw zapisanych w czasie rekolekcji z 1980 r. (24.II - 1.III).

Tym gікbiej czujк, їe znajdujк siк caіkowicie w Boїych Rкkach - i pozostajк nadal do dyspozycji mojego Pana, powierzaj±c siк Mu w Jego Niepokalanej Matce (Totus Tuus).

Jan Paweі pp. II

***

5.III.1982.

Ps. W zwi±zku z ostatnim zdaniem testamentu z 6.III.1979 (o miejscu m.in. pogrzebu) "niech zdecyduje Kolegium Kardynalskie i Rodacy" - wyja¶niam, їe mam na my¶li Metropolitк Krakowskiego lub Radк Gіуwn± Episkopatu Polski - Kolegium Kardynalskie za¶ proszк, aby ewentualnym pro¶bom w miarк moїno¶ci uczynili zado¶ж.

***

1.III.1985 (w czasie rekolekcji):

Jeszcze - co do zwrotu "Kolegium Kardynalskie i Rodacy": "Kolegium Kardynalskie" nie ma їadnego obowi±zku pytaж w tej sprawie "Rodakуw", moїe jednak to uczyniж, je¶li z jakich¶ powodуw uzna za stosowne.

JPII

***

Rekolekcje jubileuszowego roku 2000

(12.-18.III.)

(do testamentu)

1. Kiedy w dniu 16.paјdziernika 1978 konklawe kardynaіуw wybraіo Jana Pawіa II, Prymas Polski kard. Stefan Wyszyсski powiedziaі do mnie: "zadaniem nowego papieїa bкdzie wprowadziж Ko¶ciуі w Trzecie Tysi±clecie". Nie wiem, czy przytaczam to zdanie dosіownie, ale taki z pewno¶ci± byі sens tego, co wуwczas usіyszaіem. Wypowiedziaі je za¶ Czіowiek, ktуry przeszedі do historii jako Prymas Tysi±clecia. Wielki Prymas. Byіem ¶wiadkiem Jego posіannictwa, Jego heroicznego zawierzenia. Jego zmagaс i Jego zwyciкstwa. "Zwyciкstwo, kiedy przyjdzie, bкdzie to zwyciкstwo przez Maryjк" - zwykі byі powtarzaж Prymas Tysi±clecia sіowa swego Poprzednika kard. Augusta Hlonda.

W ten sposуb zostaіem poniek±d przygotowany do zadania, ktуre w dniu 16. paјdziernika 1978 r. stanкіo przede mn±. W chwili, kiedy piszк te sіowa jubileuszowy Rok 2000 staі siк juї rzeczywisto¶ci±, ktуra trwa. W nocy 24 grudnia 1999 r. zostaіa otwarta symboliczna Brama Wielkiego Jubileuszu w Bazylice ¶w. Piotra, z kolei u ¶w. Jana na Lateranie, u Matki Boїej Wiкkszej (S.Maria Maggiore) - w Nowy Rok, a w dniu 19 stycznia Brama Bazyliki ¶w. Pawіa "za murami". To ostatnie wydarzenie ze wzglкdu na swуj ekumeniczny charakter szczegуlnie zapisaіo siк w pamiкci.

2. W miarк jak Rok Jubileuszowy 2000 posuwa siк naprzуd, z dnia na dzieс i z miesi±ca na miesi±c, zamyka siк za nami dwudziesty wiek, a otwiera wiek dwudziesty pierwszy. Z wyrokуw Opatrzno¶ci dane mi byіo їyж w tym trudnym stuleciu, ktуre odchodzi do przeszіo¶ci, a w roku, w ktуrym wiek mego їycia dosiкga lat osiemdziesiкciu ("octogesima adveniens"), naleїy pytaж, czy nie czas powtуrzyж za biblijnym Symeonem "Nuncdimittis" (teraz pozwуl [Panie odej¶ж sіudze swemu] - przyp.red.)?

W dniu 13. maja 1981 r., w dniu zamachu na Papieїa podczas audiencji na placu ¶w. Piotra, Opatrzno¶ж Boїa w sposуb cudowny ocaliіa mnie od ¶mierci. Ten, ktуry jest jedynym Panem Їycia i ¶mierci, sam mi to їycie przedіuїyі, niejako podarowaі na nowo. Odt±d ono jeszcze bardziej do Niego naleїy. Ufam, їe On Sam pozwoli mi rozpoznaж, dok±d mam peіniж tк posіugк, do ktуrej mnie wezwaі w dniu 16. paјdziernika 1978. Proszк Go, aїeby raczyі mnie odwoіaж wуwczas, kiedy Sam zechce. "W їyciu i ¶mierci do Pana naleїymy ... Paсscy jeste¶my" (por. Rz 14, 8). Ufam teї, їe dok±d dane mi bкdzie speіniaж Piotrow± posіugк w Ko¶ciele, Miіosierdzie Boїe zechce uїyczaж mi siі do tej posіugi nieodzownych.

3. Jak co roku podczas rekolekcji odczytaіem mуj testament z dnia 6.III.1979. Dyspozycje w nim zawarte w dalszym ci±gu podtrzymujк. To, co wуwczas a takїe w czasie kolejnych rekolekcji zostaіo dopisane, stanowi odzwierciedlenie trudnej i napiкtej sytuacji ogуlnej, ktуra cechowaіa lata osiemdziesi±te. Od jesieni roku 1989 sytuacja ta ulegіa zmianie. Ostatnie dziesiкciolecie ubiegіego stulecia wolne byіo od dawniejszych napiкж, co nie znaczy, їe nie przyniosіo z sob± nowych problemуw i trudno¶ci. Niech bкd± dziкki Boїej Opatrzno¶ci w sposуb szczegуlny za to, їe okres tzw. "zimnej wojny" zakoсczyі siк bez zbrojnego konfliktu nuklearnego, ktуrego niebezpieczeсstwo w minionym okresie wisiaіo nad ¶wiatem.

4. Stoj±c na progu trzeciego tysi±clecia "in medio Ecclesiae", pragnк raz jeszcze wyraziж wdziкczno¶ж Duchowi ¦wiкtemu za wielki dar Soboru Watykaсskiego II, ktуrego wraz z caіym Ko¶cioіem - a w szczegуlno¶ci z caіym Episkopatem - czujк siк dіuїnikiem. Jestem przekonany, їe dіugo jeszcze dane bкdzie nowym pokoleniom czerpaж z tych bogactw, jakimi ten Sobуr XX wieku nas obdarowaі. Jako Biskup, ktуry uczestniczyі w soborowym wydarzeniu od pierwszego do ostatniego dnia, pragnк powierzyж to wielkie dziedzictwo wszystkim, ktуrzy do jego realizacji s± i bкd± w przyszіo¶ci powoіani. Sam za¶ dziкkujк Wiecznemu Pasterzowi za to, їe pozwoliі mi tej wielkiej sprawie sіuїyж w ci±gu wszystkich lat mego pontyfikatu.

"In medio Ecclesiae" ... od najmіodszych lat biskupiego powoіania -

wіa¶nie dziкki Soborowi - dane mi byіo do¶wiadczyж braterskiej wspуlnoty Episkopatu. Jako kapіan Archidiecezji Krakowskiej do¶wiadczyіem, czym jest braterska wspуlnota prezbyterium - Sobуr za¶ otworzyі nowy wymiar tego do¶wiadczenia.

5. Ileї osуb winien bym tutaj wymieniж? Chyba juї wiкkszo¶ж z nich Pan Bуg powoіaі do Siebie - Tych, ktуrzy jeszcze znajduj± siк po tej stronie, niech sіowa tego testamentu przypomn±, wszystkich i wszкdzie, gdziekolwiek siк znajduj±.

W ci±gu dwudziestu z gуr± lat speіniania Piotrowej posіugi "in medio Ecclesiae" doznaіem їyczliwej i jakїe owocnej wspуіpracy wielu Ksiкїy Kardynaіуw, Arcybiskupуw i Biskupуw, wielu kapіanуw, wielu osуb zakonnych - Braci i Siуstr - wreszcie bardzo wielu osуb ¶wieckich, ze ¶rodowiska kurialnego, ze strony wikariatu Diecezji Rzymskiej oraz spoza tych ¶rodowisk.

Jakїe nie ogarn±ж wdziкczn± pamiкci± wszystkich na ¶wiecie Episkopatуw, z ktуrymi spotykaіem siк w rytmie odwiedzin "ad limina Apostolorum" Jakїe nie pamiкtaж tylu Braci chrze¶cijan - nie katolikуw? A rabina Rzymu? i tylu innych przedstawicieli religii pozachrze¶cijaсskich? A ilu przedstawicieli ¶wiata kultury, nauki, polityki, ¶rodkуw przekazu?

6. W miarк, jak zbliїa siк kres mego ziemskiego їycia, wracam pamiкci± do jego pocz±tku, do moich Rodzicуw, Brata i Siostry (ktуrej nie znaіem, bo zmarіa przed moim narodzeniem), do wadowickiej parafii, gdzie zostaіem ochrzczony, do tego miasta mojej mіodo¶ci, do rуwie¶nikуw, koleїanek i kolegуw ze szkoіy podstawowej, z gimnazjum, z uniwersytetu, do czasуw okupacji, gdy pracowaіem jako robotnik, a potem do parafii w Niegowici, i krakowskiej ¶w. Floriana, do duszpasterstwa akademickiego, do ¶rodowiska ... do wielu ¶rodowisk ... w Krakowie, w Rzymie ... do osуb, ktуre Pan mi szczegуlnie powierzyі -

wszystkim pragnк powiedzieж jedno: "Bуg Wam zapіaж"!

"In manus Tuas, Domine, commendo spiritum meum".

A.D.

17.III.2000.

Артур Скальский

© Babr24.com

Общество Мир

4825

09.04.2005, 20:02

URL: https://babr24.info/?ADE=20975

bytes: 24876 / 24783

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Чернышев Игорь

Колмаченко Василий

Грешилов Алексей

Сутула Василий

Сильва Беойя Умберто

Предеин Сергей

Сафронов Александр

Щепин Андрей

Васильев Михаил

Чуловский Сергей