Раздолье для психиатра. К 75‑летию прекрасной и ужасной Гленн Клоуз
«Роковое влечение», «Опасные связи», «Гамлет», «101 далматинец», «Дорога в рай», «Таинственный Альберт Ноббс», «Элегия Хиллбилли»... Ей принадлежит рекорд по числу номинаций на «Оскар», из которых ни одна не закончилась вручением награды. Зато есть три «Золотых глобуса» при 15 (!) номинациях, три «Эмми», три «Тони» и безграничная любовь зрителей.
19 марта 75-летний юбилей отмечает выдающаяся американская актриса театра и кино, прекрасная и ужасная Гленн Клоуз.
Родилась будущая звезда Бродвея и Голливуда 19 марта 1947 года в Гринвиче, штат Коннектикут, в обеспеченной семье врача Уильяма Талиаферро Клоуза и светской львицы Элизабет Мэри Хестер. Воспитывалась в сложной атмосфере миссионерской секты «Моральное перевооружение», членами которой были её родители. Училась в школе-интернате в Швейцарии.
Лишь в 22 года Гленн смогла вырваться из‑под опеки секты и поступить в государственный Колледж Вильгельма и Марии в Уильямсберге, который успешно окончила по двум специальностям: антропология и театральное искусство.
Актёрская карьера Клоуз началась на театральных подмостках Бродвея. В кино актриса дебютировала в 32‑летнем возрасте, снявшись в телевизионных фильмах «Поезд сирот» и «Слишком далеко идти», не имевших большого успеха и прошедших почти незамеченными. На большом экране будущая звезда впервые появилась ещё позже: в возрасте 35 лет в фильме Джорджа Роя Хилла «Мир по Гарпу», и стразу же была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана».
В следующие два года актриса вновь номинировалась на «Оскар» в той же категории: за роли в фильмах Лоуренса Кэздана «Большое разочарование» и Барри Левинсона «Самородок».
Всемирная популярность пришла к Гленн Клоуз в 1987 году после выхода на экраны триллера Эдриана Лайна «Роковое влечение» с нею и Майклом Дугласом в главных ролях. Не меньший успех, подкреплённый гонораром в пять миллионов долларов, ждал актрису и после роли маркизы де Мертей в мелодраме Стивена Фрирза «Опасные связи». Обе эти работы были выдвинуты на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль», однако актриса вновь осталась без награды, уступив заветные статуэтки Шер и её Лоретте из фильма «Власть луны» и Джоди Фостер и её Саре из «Обвиняемых».
Разноплановость дарования актрисы вызывает восхищение у зрителей и критиков уже четыре десятилетия. Недаром Клоуз как‑то заметила, что её послужной список – раздолье для психиатра.
Злодейство и добродетель, жестокость и сострадание, хитрость и простодушие, красота и уродство идут с актрисой рука об руку на протяжении всей её блестящей карьеры: Гертруда в «Гамлете» Франко Дзеффирелли и Карин Андерсон в трагикомедии Иштвана Сабо «Встреча с Венерой», Ферула в мелодраме Билле Аугуста «Дом духов» и Круэлла Де Виль в «101 далматинце» Стивена Херека, Марша Дейл в комедии Тима Бёртона «Марс атакует!» и Эдринн Парджитер в военной драме Брюса Бересфорда «Дорога в рай», Клэр Веллингтон в комедийном триллере Фрэнка Оза «Стэпфордские жёны» и командор Корпуса Нова в «Стражах Галактики» Джеймса Ганна, леди Эдит в детективе Жиля Паке‑Бреннера «Скрюченный домишко» и доктор Скотт в фантастической драме Бенджамина Клири «Лебединая песня».
На сегодняшний день в фильмографии Клоуз более 60 незабываемых образов в фильмах и телесериалах самых различных жанров: от уморительной комедии и мелодрамы до исторической драмы и космической фантастики.
Вместе со славой выдающейся разноплановой актрисы за Гленн Клоуз тянется шлейф самой яркой неудачницы Голливуда, если таковой можно назвать трёхкратного лауреата премий «Золотой глобус», «Эмми» и «Тони», обладательницу именной звезды на «Аллее славы» и приза Donostia Сан-Себастьянского кинофестиваля за выдающиеся персональные достижения.
Однако «Оскар» актрисе пока так и не покорился, несмотря на то что на соискание самой престижной премии мирового кинематографа актриса номинировалась рекордные восемь раз: за уже упомянутые «Мир по Гарпу», «Большое разочарование», «Самородка», «Роковое влечение» и «Опасные связи», а также за главную роль в мелодраме Родриго Гарсии «Таинственный Альберт Ноббс» в 2012 году, образы Джоан Каслман и Мамы в драматических картинах Бьёрна Рунге «Жена» в 2020‑м и Рона Ховарда «Элегия Хиллбилли» в 2021‑м.
Фото: kinorium.соm, imdb.соm, kinopoisk.ru