«Слова народные». Бориса Акунина стёрли в точку
Падение даётся легче, чем подъём,
подчинение легче, чем сопротивление.
Борис Акунин
Ситуация в российской культуре всё больше напоминает худшие советские времена с тотальной цензурой, запретами и гонениями инакомыслящих. Ситуация, когда сама культура, вернее, её качество и смыслы, уже мало кого волнуют. Главное, чтобы патриотично и без «поганых либералов».
Министр этой самой «культуры» Ольга Любимова уже вписала своё имя в историю наравне с худшими представителями коллег прошлого. При недоучке-журналисте Николае Михайлове травили Пастернака и запрещали снимать Гурченко, химик-технолог и вечный кандидат в члены Политбюро Пётр Демичев отметился тем, что уволил Юрия Любимова и запретил упоминание его имени на афишах Театра на Таганке. Православная телевизионщица Любимова, непонятно для чего окончившая театроведческий факультет, запомнится потомкам тем, что в её бытность министром афиши и программки печатались без имён авторов произведений и режиссёров-постановщиков.
Осенью 2022 года с афиш и из программок российских театров, на сцене которых идут спектакли по произведениям Бориса Акунина, исчезло имя автора, а из программок МХТ имени Чехова – имена покинувших страну режиссёров.
На сайте Российского академического молодёжного театра (РАМТ), в репертуаре которого сразу четыре спектакля по Акунину, вместо имени автора стоит точка. Александринский театр, потупив взор, сообщает, что пьеса Акунина «Один восемь восемь один» – это «спектакль Валерия Фокина».
На сайте МХТ имени Чехова список постановочной группы спектакля «Серёжа» (по «Анне Карениной») начинается с художника-постановщика. Режиссёра у спектакля как бы не было, хотя раньше им числился покинувший Россию пятикратный лауреат «Золотой маски» Дмитрий Крымов.
Приводить примеры можно долго, ибо тенденция чёткая: тех, кто не поддержал СВО и покинул Россию, на афишах, сайтах и программках быть не должно. Как бы дико и нелепо ни выглядели пьесы без имён авторов и режиссёров.
Примечательно, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос, заявил, что
«общей тенденции к запрету спектаклей и других художественных произведений деятелей культуры, покинувших Россию, в стране не наблюдается».
По опыту мы знаем, что то, что говорит Песков, надо воспринимать с точностью до наоборот. Так вышло и на этот раз.
Писатель Борис Акунин в своём Telegram-канале рассказал о давлении, которое оказывает на театры Министерство культуры Российской Федерации, сославшись на телефонный разговор с художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным:
«Недавно мне позвонил художественный руководитель театра и, очень волнуясь, сказал, что Прачечная (Алексей Владимирович это слово не употребил, он человек интеллигентный) требует убрать моё имя. Я, признаюсь, сначала расхохотался, потому что идея афиши без имени показалась мне очень смешной. «Слова народные». Но Алексею Владимировичу было явно не до смеха, и я ответил: «Поступайте, как для вас лучше».
При этом автор культовых романов и пьес отметил, что не осуждает театры, которые «вынуждены приноравливаться к густеющему государственному безумию».
Аналогичная ситуация в МХТ. Как сообщил юрист Олег Жуков, слова которого приводит BFM, сотрудники МХТ поделились с ним информацией, что у театра был выбор: либо убрать неугодную фамилию, либо убрать спектакль.
После подобных откровений играть в прятки уже глупо. Поэтому министр культуры Любимова отнекиваться не стала, сославшись на «волю народа».
«Те деятели культуры, кто в это непростое время покинул страну, отказался от России, кто публично выступил против её богатой культуры, абсолютно логично друг за другом покидают и наши учреждения и их афиши. Этот запрос идёт прежде всего от общества, и мы не можем и не должны его игнорировать», – заявила 21 октября пресс‑служба культурного ведомства.
Ну, про выступления «против культуры России» даже начинать не будем, потому что ни за Акуниным, ни за Крымовым, ни за многими другими этого замечено не было.
А вот про «запрос общества» хотелось бы расшифровки. С именами. Потому что если это Михалков, Певцов, Охлобыстин, Прилепин, Лундстрем и им подобные, так это не общество. По крайней мере, не всё общество. И даже не лучшие его представители. Это кучка экстремально настроенных православных национал-патриотов, идти у которых на поводу крайне опасно. Потому что до этого они верещали, что имена «предателей» (читай: по‑иному мыслящих) развеваются на афишах, теперь, добившись своего, начнут требовать запретить спектакли по их произведениям, а закончат сжиганием их книг. Причём спичку будет подносить Любимова.
После этого пройдут годы. По произведениям Акунина будут снимать фильмы и ставить спектакли. Его книги будут, как и ранее, издаваться многомиллионными тиражами. Спектакли Дмитрия Крымова займут первые строчки в золотом фонде русского театра. А Ольга Любимова если и будет упоминаться в справочниках и википедиях, то исключительно как министр культуры смутного времени, запрещавший печатать их имена на афишах.
Также читайте на Бабре: