День развратного представления. Лучшие умы о балете в День балета
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
А. Пушкин. «Евгений Онегин»
Для каждого года дата празднования Всемирного дня балета уникальна. В 2022‑м – это 2 ноября.
Весьма интересна история этого довольно молодого праздника. В 2014 году Лондонский Королевский балет театра Ковент‑Гарден в целях популяризации классического хореографического искусства решил провести День балета. Отмечали масштабно и оригинально, устроив прямую трансляцию репетиции, которую за день посмотрели свыше полумиллиона человек.
Тем самым невольно (или вольно?) британские танцовщики «откололись» от Международного дня танца, который с 1982 года отмечается 29 апреля.
Спустя год к акции Ковент-Гарден присоединились другие ведущие балетные труппы мира, и с тех пор помимо Международного дня танца весной танцовщики и хореографы отмечают и свой персональный День балета осенью. Ежегодно в конце октября или начале ноября в назначенный заранее день театры организуют трансляции со сценических площадок, из репетиционных классов и даже гримёрок.
Сегодня в Международном дне балета участвуют более 60 театров со всех континентов. Расписание трансляций на YouTube публикуется на официальном сайте проекта.
Россия от остального мира держится особнячком, но тоже отмечает День балета. В нашей стране трансляции организует сообщество «Культура ВКонтакте». Среди участников: Большой театр, Мариинский театр, Михайловский театр, Театр балета Бориса Эйфмана и проект «Русские сезоны».
Мы же решили поздравить всех причастных и просто любителей этого высокого искусства публикацией остроумных высказываний о балете известных людей, порой забавных и ироничных.
«Балет, в котором полуобнаженные женщины делают сладострастные движения, переплетаются в разные чувственные гирлянды, есть прямо развратное представление» (Лев Толстой).
«И такие люди, часто очень добрые, умные, способные на всякий полезный труд, дичают в этих исключительных, одуряющих занятиях и становятся тупыми ко всем серьёзным явлениям жизни, односторонними и вполне довольными собой специалистами, умеющими только вертеть ногами, языком или пальцами» (Лев Толстой).
«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет» (Алан Хакни).
«Балет – это зрелище, которое восхищает, но не волнует» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд).
«Когда поднимаешь партнёршу, тяжёл не вес, а характер» (Марис Лиепа).
«В какой-то момент мне предложили не просто скакать на заднем плане каких‑то постановок, а по‑настоящему учиться танцевать, поскольку у меня обнаружились какие‑то способности. Я подумал: „Балет! Отлично! Куча девчонок и минимум парней c традиционной сексуальной ориентацией! Пожалуй, этим стоит заняться“» (Мадс Миккельсен).
«Балет вызывает у меня отношение сложное. Более, чем другие виды искусства, это или волшебство, или оскорбление требовательного эстетического чувства. Не случайно Сергей Эйзенштейн, в общем‑то не признававший балет, называл его „стыдливым цирком“» (Юрий Завадский).
«Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать балерин повыше?» (Стивен Райт).
«Танцору балета лучше бы выступать не в балетном трико, а надеть сверху дон. А то девчата смеются» (Сапармурат Ниязов).
«Балет – искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы ни забрасывал мужчина свою партнёршу, она всё равно возвращается» (Владимир Бирашевич).
«Балет – это опера для глухих» (Эмиль Кроткий).
«Волка и балерину ноги кормят» (Эмиль Кроткий).
«Тот, кто сказал «глуп как тенор», как видно, не знал танцоров» (Ежи Вальдорф).
Фото: art-catalog.ru