Колесики времени и пространства в Доме Рогаля
В Городском выставочном центре имени В.С.Рогаля работает выставка объемно-пространственных композиций и живописи иркутянина Юрия Гимова. Первая персональная. И, несмотря на то, что — первая, она представляет автора полноценно и разносторонне: мы увидели Гимова-дизайнера и Гимова-живописца.
Казалось бы, для него путь в изобразительное искусство был предопределен сразу после рождения: отец, Лев Борисович Гимов, — известный в городе живописец и педагог, воспитавший не одно поколение иркутских художников, сумеет и сына направить по своим стопам. И хотя способности у Юрия проявились очень рано и учиться рисованию он тоже начал довольно рано, отец не давил на сына, не настаивал на поступлении в художественное училище.
— Я ему не советовал, но и не отговаривал, хотелось, чтобы он принял самостоятельное решение, чтобы привыкал рассчитывать только на свои силы, — рассказывает Лев Борисович.
Но, видно, гены взяли свое, да и характер оказался не из слабых. И вот — первая персональная выставка Юрия Гимова, к которой он шел долго, но неуклонно. Многоступенчатая учеба — в ДХШ, затем в училище, у замечательных педагогов Георгия Анциферова, Игоря Ширшкова, Владимира Соколова, Сергея Коренева, Евгения Турунова. Определенную роль, признает Юрий Львович, сыграли и советы отца.
Но заняться вплотную творчеством по окончании училища не удалось — сначала служба в армии, а потом женитьба и рождение ребенка заставляли думать о вещах более земных. Стал работать художником наружной рекламы, организовал рекламную группу «Зебра»… Много работал, много ездил по стране, бывал и за рубежом — в странах Европы, в Китае. Везде находил возможность знакомиться с искусством — посещал выставки, галереи. Особенно неизгладимые впечатления произвела Италия, где он буквально окунулся в атмосферу высокого искусства — осматривал фрески Микеланджело и Рафаэля, бродил по улицам и музеям Рима и Венеции, Неаполя и Сан-Марино…
— Тяга к творчеству проявлялась все больше и больше, — говорит Юрий Гимов. — Интересы мои разделились — меня увлекала живопись и объемно-пространственные композиции в современном стиле. Стал участвовать в коллективных выставках — с объединением ангарских фотографов «52-я параллель», с художниками из группы «Дамы пик», интересно было и показать себя на выставке фестиваля современного искусства «Середина земли». Сама логика жизни привела меня к желанию и необходимости организовать персональную выставку.
Такими были «подходы» к нынешнему вернисажу в Доме Рогаля.
В живописи Гимов мыслит современными образами и изъясняется со зрителем современным художественным языком. Хорошее чувство цвета (его отмечают многие) позволяет ему создавать насыщенные по колориту и в то же время часто изысканные, воздушные полотна. Иногда они окрашены легким юмором, тонкой иронией. Таков его пригорюнившийся монарх (картина «Нелегко быть королем»): тяжко подперев свою венценосную голову рукой, зажав в другой символ власти — скипетр, он сидит в мрачных размышлениях. Король явно тяготится своим положением. Не в радость ему ни яства, ни питье (бывает же такое?!), и мечтает он, скорее всего, о простых и недоступных ему человеческих радостях. Даже черная кошка, оторопело выгнув спину, удивляется такому повороту мыслей. Да, богатые и наделенные властью тоже тоскуют, если не плачут. И только черно-белые клетки паркета наводят на мысль о больших играх, которые он должен вести, — играх, возможно, не столько шахматных, сколько политических…
А вот удивительная работа «Красные сапоги». Очень красивая по цвету, она не перегружена сюжетом. Напротив — лишь самые лаконичные детали рассказывают нам некую историю. Пустой диванчик, маленький декоративный столик. В вазе — нет, не цветы, скорее кисти таинственного живописца; рядом оставленная книга… И сброшенные на ковре сапоги — красные, сказочные, с загнутыми носками. Такие могли принадлежать князю или волшебнику — но он уже исчез, удалился, оставив нас ломать голову в раздумьях. А может, предполагаемый волшебник — сам живописец? Потому что на заднем плане — не то окно, не то светящееся полотно будущей картины. Она еще не родилась, волшебство еще только зреет и вот-вот начнет проявляться.
Вызывает улыбку и работа «Полнолуние»: в темном-темном ночном лесу на светлой полянке дружно воют на луну волки, задравшие к небу желтоглазые морды. С неба стекает не то крупными хлопьями снег, не то свет луны, и лес такой красивый, и волки такие нестрашные, что все это кажется иллюстрацией к детской сказке.
Натюрморт с кувшином, натюрморт с раковиной, натюрморт с синим столом. «Красный букет» — все это очень красиво и несколько декоративно; зато портрет «Девушка в шляпе» психологичен и, кажется, говорит нам о перспективности автора как портретиста.
Как уже говорилось, добрая половина экспонатов выставки — это дизайнерские работы. Если есть эстетика обыденных вещей, а она есть определенно, то дизайнерское зрение Юрия Гимова помогает нам вытащить из этой обыденности такие изыски, что диву даешься.
Его композиции далеко не всегда утверждают бездушное механистическое начало современного мира — нередко эта самая «механистичность» помогает нам увидеть мир с философской точки зрения. Вот, например, работа «Золотая середина». Все в этой композиции направлено к центру, и под влиянием этих центростремительных сил ты как бы сосредоточиваешься «на центре Вселенной», минуя звезды и пересекая орбиты. И если здесь — загадка пространства, то в другой композиции — загадка времени («Часовая механика»). Неумолимый ход времен — в многократно повторенных зубчатых колесиках, шестеренках и маятниках. И пружина часового механизма тоже начинает подниматься до образа пружины мироздания, его спиральных завитков развития.
А вот настоящий сказочный ларец из красного дерева, инкрустированный и украшенный металлической (чуть ли не золотой!) фурнитурой. Хочется откинуть его крышку и… Не удивляйтесь, если обнаружите внутри вовсе не драгоценности. Это всего лишь тумба под картошку с бронзовыми отверстиями для того, чтобы картошка «дышала».
Нет, определенно художник эстетизировал предметы домашней утвари. В его руках и в его трактовке шифровальная машина или ручная мельничка-крупорушка превращаются в светильники, как и самовар, обросший дополнительными деталями, который становится смешным «самобаром» и тоже пополняет серию светильников. Кстати, практически все предметы меняют свое утилитарное значение и приобретают неожиданные функции, что вызывает дополнительный, иногда даже комический, эффект. Ведь «самобар», кажется, соединен с чем-то, напоминающим самогонный аппарат. И даже радиола в стиле ретро, с толстыми стенками и мощными клавишами, оказывается, уже начинена современной электроникой и может «работать» MP3 и CD-плеером, служить кассетным видеомагнитофоном и высокочастотным динамиком…
Композициями Юрия Гимова можно любоваться, можно разглядывать и разгадывать, как некую техническую головоломку, — но куда интереснее разгадать головоломку художественную, ведь, повторяю, в каждой работе скрыта метафора, есть тайный смысл и подтексты.
Исходя из этого, я, вслед за автором, приглашаю вас посетить выставку в Доме Рогаля, чтобы поразмышлять в тишине над метафорами Юрия Гимова.