У православных христиан начинается Рождественский пост
Во вторник, 28 ноября, у православных христиан начинается один из четырех многодневных постов - Рождественский.
Как сообщил секретарь Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Михаил Дудко, "это светлый и радостный пост, который готовит верующих к великому празднику Рождества Христова" (7 января).
"Рождественский пост по продолжительности почти равен Великому посту, но менее строгий", - отметил священник.
В дни Рождественского поста, за исключением сред и пятниц, мирянам можно есть рыбу, но следует воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц (в том числе в составе различных блюд).
Цель любого поста - упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души - духу. Поэтому пост - это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв.
Святые отцы Церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя "не телоубийцами, а грехоубийцами". И на Руси издавна от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они по возможности усиленно постились в другие дни, воздерживались от развлечений и приносили покаяние в нарушении поста.
"Одна из проблем для верующих сегодня заключается в том, что Рождество празднуется по старому стилю (7 января), а Новый год - по новому (1 января). Многие просто не отмечают Новый год, считая его недостойным праздником для православного человека, а многие считают важным его отметить, и в первую очередь, молитвами", - отметил Дудко.
По словам священника, существует традиция встречать первые минуты этого светского праздника, "испрашивая у Господа блага для себя, своей семьи и всего народа в наступающем году".
Установление Рождественского поста относится к ранним векам христианства. С IV века он упоминается в творениях отцов Церкви, в том числе блаженного Августина.
Первоначально Рождественский пост длился около недели. На соборе 1166 года при патриархе Константинопольском Луке и византийском императоре Мануиле христианам было положено держать пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Святитель XIV-XV веков Симеон, архиепископ Фессалоникийский, связывал Рождественский пост и с Ветхим Заветом, и с Новым. Моисей, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях "начертание словес Божиих". "А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти", - писал святитель.