Антон Орехъ

© Ежедневный журнал

КультураМир

4617

25.01.2008, 14:23

С днем рождения, Владимир Семеныч!

Когда отмечали 200-летие Пушкина, услышал я в эфире нечто совсем замечательное: «В этот день великому поэту могло бы исполниться 200 лет». 200 лет исполниться не могло бы никому, а вот 70…

70 лет — это такой юбилей, который надо праздновать еще живым, такой юбилей, когда человек еще может успеть многое сделать. А 70 лет Высоцкому — это почти как 200 лет Пушкину. Высоцкого так давно нет с нами, что уж и сын его, Никита, стал теперь старше отца.

Я не зря про Пушкина вспомнил. Не хочу говорить, что Высоцкий, как и Пушкин, — «наше всё», а вот о другом определении вспоминаю часто. Пушкина называли «энциклопедией русской жизни», так вот Высоцкий как никто другой, по-моему, «энциклопедия советской жизни». Кажется, что он спел, сказал всё и обо всём, что было в той жизни, в том времени, в той стране и том мире. И сказал так, что и не знаешь, что тут добавить. В юбилейных выступлениях про поэтов всегда цитаты из классика, но у меня никаких цитат не будет, потому что иначе их было бы слишком много, это были бы одни сплошные цитаты, потому что на каждый случай я мог бы вспомнить что-нибудь из него.

Мало что оказало на меня такое же колоссальное воздействие, как его песни. Вот «битлы» еще. Но «битлы» это в первую очередь сама музыка, с текстом на языке, который для меня не родной, а «со словарем». А Высоцкий — это слова! И такое в них колоссальное потрясение! Я всю жизнь прожил с песнями Высоцкого, хотя живым его совсем не помню — мне было восемь лет… Смерть этого человека — которого я не видел, не знал, который был до того, как началась моя сознательная жизнь — для меня личная потеря. И не затихает это с годами нисколько. И как много людей испытывают те же чувства. И как мало из ушедших от нас вызывают такие же чувства.

Люди, которые не просто были знакомы с ним, а хотя бы раз видели издали, сами становились знаменитыми и писали потом мемуары о нем. Поэтому «знакомых» и «друзей» у Высоцкого было больше, чем население страны.

Конечно, тем, кто помоложе, многое в его песнях уже надо пояснять, потому что и в жизни изменилось многое. Но вы объясните им, и они тоже полюбят эти песни. Я слушал Высоцкого еще ребенком, не понимая, каких-то «взрослых» реалий, но я все равно чувствовал в этих словах что-то… очень много чего. Наверное, это и есть поэзия.

Даже самую хорошую песню, самые проникновенные слова трудно слушать слишком часто. Привыкаешь, пропадает эффект новизны. Высоцкий в этом смысле поразителен тем, что вот сколько ни слушаешь уже вроде бы наизусть заученное, а всякий раз какой-то нюанс появляется, которого ты не замечал раньше. Всякий раз какой-то новый смысл. То одна строка удивит, то в следующий раз другая, то одно слово, то другое, на которое прежде не обращал внимания.

Человек, который никогда не сидел и даже не привлекался, смог так спеть об этом, что полстраны было уверено, будто он полжизни провел по тюрьмам. Но вряд ли при этом его песни можно назвать «блатными». Спел ли у нас кто-нибудь о войне лучше? Полстраны думало, что он воевал, а ведь, когда началась война, ему было три года! Он рассказал о том, чего никогда не видел так, как и очевидец не расскажет!

Высоцкого можно слушать в каком угодно его собственном исполнении, при самом ужасном качестве записи. Часто же такое бывает с другими артистами — не понравилось тебе, а люди говорят: да ты просто не тот концерт послушал или качество звучания тут не очень. Высоцкий не зависит от чудес звукозаписи. Не зависит от простоты своих аккордов и своей невиртуозной гитары. Его студийные, прилизанные записи слушаются, пожалуй, даже и похуже.

Я не люблю посвященные ему концерты, потому что там его песни поют другие, но никто не может спеть их как надо. Не потому, что не стараются, не потому, что голос у него был хриплый. Высоцкого нужно слушать только в оригинале, потому что только он мог так всё это спеть.

Глупо говорить о том, что было бы, проживи он дольше или доживи до вот этого юбилея. Так, как он жил, — до 70-ти не доживают. Хотя было бы здорово послушать, что он спел бы о том жутко интересном для страны времени, которое началось после его смерти. Какие еще страницы вписал бы в свою «энциклопедию». Я почему-то очень хотел в свое время услышать, как он спел бы про Афганистан. Наверное, потому что эта война началась еще при его жизни. Что он спел бы про «гласностЪ и пэрэстройка», про то, что у нас теперь.

Хотя «про теперь»… я часто ловлю себя на мысли, что, может, оно и к лучшему, что нет сейчас Высоцкого. Понимаете, жутко обидно наблюдать за многими кумирами детства, музыкантами в том числе, которые превратились в маргиналов, коммерсантов, лабают по клубам, в банях и на дачах. Мне очень не хотелось бы увидеть Высоцкого в такой или какой-то похожей роли. А поручиться, что этого не произошло бы, я не могу. Не был он образцовым человеком — ни монахом, ни святым, ни бессребреником.

Может, потому еще и любят его так, что множество наших хрестоматийных противоречивых черт он воплотил в себе в крайних, окончательных формах. Когда душа поет, срываясь на крик. Когда рвешь рубаху на груди незнамо зачем, потому что в груди этой тоже все рвется. Когда выпил от тоски, и стало весело и светло впереди, а как протрезвел — так сделалось еще тоскливее и противнее. Когда сам себя губишь, когда изводишь всех близких так, что твоя смерть для них и горе и облегчение. Как и для тебя самого. Когда черное и белое в тебе не отделить одно от другого.

Высоцкий сказал о нас то, что мы сами думали, но никак не могли сформулировать. Сказал о нас лучше, чем мы сами могли бы.И мне хотелось бы здесь сказать о нем что-то такое… что-то «окончательное», чтобы выразить все, за всю свою жизнь, за сотни песен, прослушанных тысячи раз. Наверное, не получилось. И в этом тоже весь Высоцкий. Когда смотришь какие-то не совсем понятные фильмы, слушаешь какие-то странные песни и тебе кажется, что и я бы так смог, если бы мне чуть больше повезло, если бы я чуть потренировался, подучился, подсуетился. Такое чувство часто бывает. А вот когда я слушаю Высоцкого, я всегда понимаю, что я бы очень хотел так же, но никогда не смогу.

С Днём Рождения, Владимир Семёныч! И спасибо моей маме: она очень любит Высоцкого, и в нашем доме он звучал постоянно. С самого моего детства я помню его голос, и это уж наверняка на всю жизнь, сколько бы юбилеев ни прошло.

Антон Орехъ

Антон Орехъ

© Ежедневный журнал

КультураМир

4617

25.01.2008, 14:23

URL: https://babr24.info/?ADE=42829

bytes: 6306 / 6291

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Антон Орехъ.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3912

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2696

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1875

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3760

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4770

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8736

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8455

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10808

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4987

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6186

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9039

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12164

20.11.2024

Лица Сибири

Андреева Мирра

Макушенко Елена

Таевский Борис

Шмидт Сергей

Боровский Олег

Струглин Герман

Часовитин Владимир

Короткова Алла

Бредний Вадим

Ковалева Альбина