Свободу древнему миру!
Побасенка про пирожника и сапожника, которые вдруг ни с того, ни с сего начинают заниматься не свойственным им ремеслом, отчего-то не относится к писательскому труду. Проще говоря, ничтоже сумняшееся считается, что написать роман под силу всякому.
Кто такой Кристиан Жак? Французский египтолог, который в тринадцать лет прочитал "Историю древнеегипетской цивилизации", раз и навсегда влюбился в Древний Египет и даже получил степень доктора по данному вопросу в Сорбонне. Именно он основал знаменитый Институт Рамсеса, занимающийся фотографическим описанием Египта, чтобы защитить археологические памятники, находящихся под угрозой.
Кто такой Макс Галло? В 1980-е годы он входил в состав кабинета Франсуа Миттерана - был пресс-секретарем правительства, спикером и министром. Политик с историческим уклоном, он также известен во Франции как один из лучших биографов.
И вот в какой-то момент каждый из них решил, что накопленного материала достаточно для того, чтобы переплавить его в хорошо продаваемый роман. Насчет продаваемости и Жак, и Галло угадали - их "египетские" и "римские" (соответственно) романы расходятся как горячие пирожки. Кристиан Жак на данный момент написал уже пятнадцать. Макс Галло пока ограничился пятью - зато собрал их в единую пенталогию "Римляне".
Что мы имеем в итоге? Роман "Ключ судьбы" Кристиана Жака из египетской серии "Месть богов" и "Спартак. Бунт непокорных" из пенталогии "Римляне" Макса Галло. Первый претендует на оригинальность. Второму не избежать сравнений с классическим бестселлером Джованьоли.
Египтолог старается сделать из истории детектив. Удается это ему с явным трудом. И дело даже не в довольно вялой интриге, сколько в наборе словесных штампов, наличие пафоса в которых, делает их еще более смехотворными.
"После скромной трапезы Нитис и Кель взошли на дюну, освещенную заходящим солнцем. Обратив взоры к страдающему Египту, они дали клятву, что когда-нибудь он снова станет свободным".
Подобными перлами перенасыщен текст. Поэтому читать "Ключ судьбы" можно лишь в том случае, если подобные стилевые "изыски" не раздражают. Или хотя бы не смущают.
Не избежал подобной небрежности и Галло. Но его "Спартак" хотя бы динамичен, повествование почти упруго и почти без излишних длиннот и "красивостей" (еще бы не это "почти" - и было бы вполне пристойно).
" - Мы хотим сражаться и погибнуть свободными, и не желаем, чтобы нас резали, как скот на бойне...
... - Если ты ускользнешь от этой армии, Глабр вызовет из Рима подкрепление, и легионеры будут преследовать тебя по пятам. Куда ты пойдешь, Спартак?
Фракиец указал на черную вершину Везувия, словно копье пронзавшую светлевшее небо".
"Свобода" по версии Макса Галло выглядит явно привлекательнее, чем у Кристиана Жака. Хотя высот Рафаэлло Джованьоли он достигнуть все же не сумел.
(Рецензия публикуется в рамках Всероссийской акции "Читают все").
Жак К. Ключ судьбы. - М.: Гелеос, 2008. - 384 с.
Галло М. Спартак. Бунт непокорных. - М: Гелеос, 2008. - 320 с.